YOU ARE HERE: Статьи и публикации Профессионал Русский кинопродюсер в Голливуде. Ответы на вопросы
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Search

«Арт-менеджер» Online

Русский кинопродюсер в Голливуде. Ответы на вопросы

Денис Куликов – кинопродюсер, проживающий в Лос-Анджелесе. На протяжении нескольких лет занимается организацией киносъемок в Голливуде. Денис Куликов

— Как вы попали в США и сколько вы там уже находитесь?
— В США переехал сразу же после окончания школы в Подмосковье. Так как не был уверен на счет того в какой город переехать, сначала решил прилететь всего на пол года в Лос-Анджелес для акклиматизации. После трех месяцев решил, что это город для меня и принял решении переселиться. В Лос-Анджелесе нахожусь уже почти 4 года.

— Особенности образования в сфере кино в США и отличие от России?
— Так как Лос-Анджелес является городом с огромнейшим международным населением, следовательно множество фильмов которые снимаются в кино школах, зачастую написаны и сняты режиссерами из разных уголков планеты и представляют особенности из культуры или стиля кино которое популярно у них на родине. В связи с этим образовательные программы и регуляции учебных заведений составлены опираясь на то, что множество учеников будут иностранцами, что не встречается в учебных заведениях России.

— Американский подход к сценарию фильма: где находят сценарии и сценаристов в США?
— Так как успех в индустрии сильно зависит от личных контактов и знакомых, подход к нахождению сценария/сценариста зависит от рекомендации другого человека или персонального опыта работы с определенным сценаристом. Например, киностудии нужен фильм в жанре комедия, следующий шаг для руководства либо связаться с литературными агентами, которые представляют успешных сценаристов, либо связаться с определенным сценаристом на прямую без посредников. Когда агенты получат заявку на комедийный сценарий, они предложат киностудии определенное количество сценариев которые написаны их сценаристами. Конечно, есть исключения, когда студии выставят объявление в интернете, в котором будет говориться, что данная студия ищет сценарий, но как правило, такими методами пользуются небольшие компании и студии с небольшим бюджетом.

— Значимость продюсера и режиссера в кинофильме, отличие подходов в США и России?
— Особого отличия между продюсером, режиссером в США и России как таковой нет. В обеих странах должности обоих профессий достаточно сопоставимы. Продюсеры занимаются генеральной организацией съемок: нахождение сценария, поиск финансов, нахождение персонала. Режиссер отвечает за артистические аспекты фильма: работа с актерами, работа с художниками и кинооператорами и т. д. Несмотря на разные особенности должностей, часто встречаются проекты где режиссер так же работает в качестве продюсера.

— Каковы особенности составления договоров в киноиндустрии США?
— Договоры на высокобюджетных фильмах составляются с помощью адвокатских фирм, тем временем договоры на короткометражных фильмах с небольшими финансовыми возможностями пользуются заранее составленными контрактами которые можно использовать многократно на все возможных проектах. В киноиндустрии США большое количество профессиональных союзов и гильдий: гильдия режиссеров Америки, гильдия актеров и т. д. Работа с персоналом, которые являются членами данных союзов, включает в себя большое количество правил и регуляций которые включены в многочисленные договоры с которыми продюсерам приходится работать.

— Каковы основные принципы оплаты труда в киноиндустрии США?
— Большинство оплат в киноиндустрии фиксированы и оговариваются до начала съемок. Так как съемочный календарь не предсказуем, и количество дней могут варьироваться, суммы обычно назначаются «в день» с дополнительной платой за сверх часы. Очевидно, что чем больше имя, опыт, карьерный успех определенного актера/режиссера, тем больше гонорар за фильм. Не смотря на стандарт фиксированной суммы, можно встретить не мало примеров когда в дополнении к гонорару прилагаются определенные проценты с продаж кинофильма, а порой с продаж мерчендайза: игрушки, плакаты, наклейки и т. д. Но такие условия распространяются исключительно на продюсеров, режиссеров и актеров. Увы, но шансы человека какой-либо другой профессии получить проценты весьма малы.

— В чем отличие кинопроката России и США?
— Большинство кинофильмов в прокате США являются своими «домашними» картинами. Пожалуй, только самые большие и популярные иностранные фильмы смогут добиться место на киноэкранах Америки. Но, не смотря на это, даже если иностранный фильм не имеет большого бюджета или актеров, но отметился на кинофестивале высокого уровня, он может получить возможность лимитного проката по выбранным кинотеатрам не доходя до масштаба всеамериканского проката. Самым большим отличием с кинопрокатом в России это конечно же, факт того, что половина кинопроката в России состоит из фильмов российского производства. В принципе, как и в любой другой стране, кинопрокат делится на местные фильмы и фильмы американского производства, что не скажешь про США где весь прокат «местными» фильмами и является.

— Каковы источники финансирования кино в США?
— Большинство проектов, которые не являются полнометражными фильмами, предназначены на непрямой заработок или пиар заказчика и финансируются самим заказчиком. Например, музыкальные клипы рассчитаны на пиар артистов и последующий заработок с продаж музыки и концертов. Реклама позволяет повысить продажи определенного продукта. Короткометражки обычно финансируются самими режиссерами с надежной, что их заметят на кинофестивалях. Как видите, только полнометражные фильмы рассчитаны на то, что люди заплатят именно за просмотр, а следовательно, так как доходы будут весьма высокими по сравнению с документальными или арт-хаусными фильмами, то и к финансированию относятся намного серьезней и вливают больше денег в проект.

— Каким образом открывается в США фирма или компания занимающаяся производством кино? Надо ли получать лицензию и др. разрешительные документы?
— Лицензии для открытия фирм в шоу-бизнесе нужны только для специализированных компаний: учебное заведение, агентство, студия с декорациями и т. д. Для открытия компании по производству кино, специальных разрешений не требуются. С легальной точки зрения, что бы открыть такую компанию, нужно пройти стандартную процедуру регистрации ООО, как и с любой другой компанией.

— Какова схема стартапа в кино?
— Сколько стартапов — столько и схем, но особенности всегда одинаковы. В первую очередь, как указано в предыдущем вопросе, проходится стандартная процедура регистрации ООО. Что определяет будущее компании, это то, что повлияло на ее рождение в первую очередь. Допустим, если хозяин потенциальной компании получил финансирование для определенного проекта, то процесс стартапа будет весьма легок, так как в нужном бюджете для кинофильма можно указать затраты на этот же стартап (офис, регистрация, работники, оборудование). Таким образом, начало будет гладким, так как у компании уже есть начальный капитал.
В случае когда денежных средств не предвидится и компания создаются в надежде, что после нескольких лет фортуна ей улыбнется, процесс стартапа весь затруднен, и начинается в первую очередь с регистрации компании. После этого все зависит насколько большие денежные средства у стартапа, возможно, что на офис нет финансов и данная компания будет являться просто легальным щитом против судебных исков против самого продюсера.

— Какое количество фильмов в год и каких категорий необходимо выпускать американской кинокомпании чтобы оставаться на плаву?
— Большие компании выпускают около двадцати фильмов в год. В основном большинство заработков ожидаются с блокбастеров с 100–200 миллионными бюджетами, которые в основном жанра экшэн, фэнтези. Помимо этого, что дает огромнейшие доходы для студий-гигантов это мерчендайзинг: игрушки, плакаты, комиксы и, в общем, любое упоминание и использование героев фильмов на которые у них есть права. Так же большие компании зачастую являются владельцами маленьких дочерних компаний и ТВ станций, что приносит дополнительные доходы. Маленькие компании такими большими фильмами похвастаться не могут, поэтому весь доход составляет исключительно прибыль от продажи фильмов.

— Завершился ли в киноиндустрии США окончательный переход от пленки к цифре, или есть нюансы?
— Процесс почти завершен. Из-за дорогих затрат, кинопленкой снимают только большие студии и то режиссерами преклонного возраста которые снимали на пленку всю жизнь. Помимо единичных фильмов, пленкой уже никто не снимает.

— Какова технология продажи готового фильма в США? Кто покупатели, особенности продаж, зависимость от копий и т. д.?
— Большинство фильмов снимаются уже с заранее составленным договором с компанией которая будет заниматься дистрибуцией фильма. В основном производство фильма этой же компанией и финансируется, что позволяет ей внести свой вклад в то, какой будет финальный результат. Большие компании нацелены на глобальный международный кинорынок и редко занимаются фильмами с лимитированный прокатом. Если же фильм был уже снят полностью независимо и продюсер надеется продать его какой-либо компании уже после завершения, то путь к этому весьма не прост. Так как у режиссера была полная свобода действий в плане того каким будет фильм, продюсеру остается надеется, что агентам по продажам понравится именно такой фильм какой он есть. Не многое может быть изменено, пожалуй только монтаж. Это значительно сужает круг компаний которые будут в фильме заинтересованы. Если изначально у продюсера нет никаких связей, то самый верный путь это либо обзвон компаний по дистрибуции или участие фильма в кинофестивалях, где его могут заметить.

— Каким будет кино будущего?
— Считаю, что самым большим изменением будут технологии и вид изображения. Уже сейчас 3D фильмы, хоть и снимаемые большими студиями, не являются чем-то новым, а формат 3D больше не является каким-либо крючком, чтобы приманить зрителей. Считаю, что 3D технологии будут доступны для малобюджетных картин, а позже и для любительской съемки. Вторым изменением будет количество спецэффектов используемых в фильмах. Сейчас компьютерные технологии все еще достаточно дорогие и используются только в проектах с большими бюджетами, хотя с прогрессом и удешевлением таких технологий, мы увидим больше независимых картин с голливудскими взрывами, космическими перестрелками и т. д.

— Над каким проектом вы сейчас работаете? Как появился этот проект?
— На данный момент работаю с компанией LAB Holistico которая занимается производством рекламы и промоушена для своих клиентов. В ближайшие два месяца у нас выстроен план по поводу нескольких съемок, на которых я являюсь продюсером. Помимо этого, я работаю с несколькими коллегами которые только начали выстраивать свою собственную компанию, которая будет заниматься производством демо-роликов для актером, музыкантов и малых бизнесов. Так же на декабрь запланированы съемки трейлера к новому фильму своего коллеги Алекса Кауама, который планирует снимать полнометражный фильм примерно через год.

— Сколько человек у вас в команде, и какие они выполняют функции? Кого не хватает?
— Количество людей всегда разное и зависит от сложности съемок и, как правило варьируются от 10 до 20 человек. Как правило, самая простая команда это:
режиссер который отвечает за всеобщую картину с точки зрения сценария; кинооператор который отвечает за построение кадров и как будет «выглядеть» картинка; ассистент режиссера. Не смотря на слово «ассистент» в названии, он является одной из самых ключевых позиций на съемке и занимается микро-организацией вплоть до расписания, кто над чем будет работать каждые 30 минут. Помимо этого, на площадке, как правило, присутствует человек для записи звука, визажист/макияж и художник-постановщик занимающийся костюмами и декорациями. Существуют и другие профессии, которые заполняются в зависимости от требования к съемкам.

Лос-Анджелес город огромнейший, поэтому момента, когда кого-то критически не хватает, почти нет. Если возник какой-то конфликт и категорически нужен дополнительный человек, то нанять кого-либо можно даже за вечер до съемок.

— Есть ли у вас своя студия или вы арендуете?
— Так как декорации всегда нужны разные, то студии как правило арендуются от проекта к проекту. В Голливуде достаточно большое количество целых ангаров которые сдаются для съемок, как пустых, так и с уже готовыми декорациями: комнаты, тюрьмы, офисы, больницы и т. д. Возможен вариант, когда у продюсера есть своя студия, но те обычно не большого размера и предназначены либо для кастинга, либо для небольших фотосъемок. Те, кто владеют большими ангарами, как правило находятся в бизнесе исключительно как арендодатель помещения для съемок.

— Какие возможности при создании фильмов предоставляет интернет для удаленной работы? Можно ли таким образом сотрудничать с композитором или сценаристом?
— Самым полезным использованием интернета, является передача файлов и переписка со съемочной командой во время приготовления к съемкам. Например, режиссер может переслать сценарий другим коллегам в команде, которые отвечают за свои направления, которые впоследствии могут переслать нужные документы обратно, кинооператор перешлет список кадров, художник-постановщик перешлет эскизы декораций, ассистент режиссера или продюсер пришлют план съемок. Таким образом, встреч лицом к лицу становится значительно меньше. Конечно, редко бывает, что вся работа проводится по интернету и время от времени встречи категорически нужны, хотя бывали фильмы, когда определенные ключевые люди были за границей или в других штатах и приходилось работать исключительно удаленно.

— На какие кинофестивали вы собираетесь продвигать ваш проект?
— В основном, конечно же, мы стараемся участвовать в самых больших фестивалях, таких как Каннский кинофестиваль, Трибека, Торонто, Сандэнс, Слэмдэнс и других. В зависимости от фильма, стоит подбирать разные фестивали, так как, каждый фестиваль имеет свои определенные жанры. Большинство фестивалей находятся в США, хотя есть определенное число больших фестивалей заграницей, в основном в Европе.

— Какие ваши планы на будущее?
— На данный момент планирую продолжать работать в Лос-Анджелесе в качестве продюсера фильмов, рекламы, музыкальных видео и т. д. Планирую остаться в Калифорнии, так как уже есть определенные контакты и ресурсы, хотя, если подвернется возможность работы вне штата, то с удовольствием взялся бы за дело. Хотелось бы разнообразить фильмы, над которыми работаю, в плане жанра. Больше бы хотелось поработать над боевиками или фантастикой, так как не часто попадаются такие проекты.

— Спасибо за интервью, удачи вам и успехов.

Интервью Владимира Бабкова.

 
статьи