YOU ARE HERE: Статьи и публикации Арт-карьера Необходимо быть всегда немного впереди читательского спроса
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Search

«Арт-менеджер» Online

Необходимо быть всегда немного впереди читательского спроса

Ева Ланска — писатель, певица и телеведущая отвечает на вопросы «Арт-менеджера» о том, как выстроить успешную писательскую карьеру.

— Что повлияло на Ваш выбор профессии?

Ева Ланска

— Основный мотив выбора творческой профессии — один: ты просто не можешь иначе, не можешь не писать. В моём случае повлиял и фактор особого трепетного отношения к книге. Чтение всегда было моим основным времяпровождением. К этой деятельности я пришла постепенно и естественно. Была и работа внештатным корреспондентом, учёба на факультете журналистики, переезд во Францию, работа в музыкальной группе и на телевидении. Этот бесценный опыт помог мне многое испытать и осознать. Но главное для писателя — это чтобы было, чем поделится, было, что сказать.

— Как выстроить свою профессиональную карьеру писателю? С чего начать, как развивать?

— Сегодня это действительно не простой вопрос, особенно во время экономического кризиса. Если всё же тяга к перу является приоритетной и непреодолимой, то, как и в любом другом деле, нужно начать с плана. Возможно, нужно начать с получения профильного образования. Параллельно пытаясь распознать свои сильные стороны как писателя. Выбрать жанр. Создать оригинальное произведение и разослать в издательства. Хорошую службу в продвижении может сыграть Интернет.

— Что для писателя самое важное? Какими качествами должен обладать современный писатель, чтобы стать известным?

— Оригинальный, но, в то же время, и востребованный, актуальный язык изложения. У писателя должен угадываться свой персональный творческий почерк. Настойчивость, вера в себя, трудолюбие. И, желательно, случай. Оказаться в правильное время в нужном месте. А для этого нужна энергия и способность к самоотдаче любимому делу. Способность поставить на карту годы своей жизни. В писательстве в отличие от телевидения, известность приходит не на следующий день. На это может потребоваться уйма времени, поэтому необходимо запастись терпением.

— Можно ли сравнивать карьеру писателя в России и за рубежом?

— Сравнивать возможности карьерного продвижения писателей в данном случае то же, что проводить аналогии в культуре, традиции или истории. Различий будет, естественно, больше, чем сходства и, как результат, совершенно разные книжные рынки. Но общим остаётся всё же одно главное сходство — для громкой карьеры в любой из стран необходимо наличие таланта.

— Как российскому писателю выйти на международный рынок?

— Многие современные авторы задаются данным вопросом, но пока никто не нашел фактического решения. Например, книги хорошо известного и любимого в России писателя Бориса Акунина представлены в Европе, но, имея в России значительный успех, эти книги не сделали каких-либо заметных продаж за рубежом. Предполагаю, что одной из главных проблем между российскими авторами и иностранными читателями является различие языковых понятий и менталитета. Я сама столкнулась с этим вопросом, хороших литературных переводчиков, которые владеют необходимыми знаниями, несколько человек на весь мир, а перевод — это очень тонкий вопрос. Кроме того, в каждой стране книжный рынок давно сформирован и поделен, иностранным издателям не выгодно создавать конкуренцию собственным проектам. У российских издательств недостаточно ресурсов, чтобы иметь крупные представительства и влиять на зарубежный рынок. Я, собственно, вижу одно решение этой задачи — необходимо убедить иностранного литературного агента работать с вами.

— Чем сегодня является книга в большей степени: просчитанным проектом или спонтанным актом творчества?

— Как показывает мировой опыт, сейчас рынком правят бренды. Акты творчества, не перевоплощенные волшебником-продюсером в просчитанные проекты, редко доходят да целевой аудитории.

— В чем заключается технология продвижения Ваших книг?

— Я не занимаюсь персонально этой частью моей профессии. Конечно, я принимаю активное участие в различных акциях, предлагаемых PR-службой издательства: поездки в регионы для знакомства с закупщиками, встречи с читателями, книжные ярмарки — всё это необходимые действия для того, чтобы об авторе могла узнать его читательская аудитория. Но в целом, я полагаюсь на издательство, от меня зависит лишь сдача рукописи в поставленные сроки и, конечно, авторский креатив.

— Как складываются Ваши отношения с издательствами?

— В современных условиях от издательства зависит больше половины успеха писательской карьеры. Позиционирование на рынке, приоритетные выкладки в магазинах, реклама и продвижение, даже иногда выбор названия и обложки — сегодня всё это функции издательства. Без качественной работы в этих областях сложно представить успешный выход на рынок.

— Нужен ли Вам литературный агент и в чем его функции?

— Теоретически литературный агент нужен любому писателю, но практически данная профессия у нас на книжном рынке не востребована и, как следствие, не представлена. Все отношения протекают между автором и издательством напрямую. Многие российские издательства выполняют, по сути, роль литературных агентов. В нормальных экономических условия от литературного агента зависит судьба будущей книги. Задачей литературного агента является поиск рукописи с потенциалом, он же предлагает её крупным издательствам. Литературный агент следит за тенденциями книжного рынка, дает возможность интересным писателям продать свои произведения на наиболее выгодных условиях. В принципе, в его же функции входит поиск иностранного издателя для публикации произведения автора за границей. Доходом для литературного агента является сумма в 10-25 процентов от авторского гонорара. Представляя, насколько ничтожно малы авторские гонорары в нашей стране, можно себе обозначить причину непопулярности данной профессии.

— Какова роль интернета в продвижении книги и писателя?

— С каждым годом всё больше и больше, и эта тенденция будет ещё расти. Думаю, наступит такой момент, когда владельцы популярных порталов будут открывать свои издательства.

— Как Вы оцениваете конкуренцию на книжном рынке для писателя и для литературного агента?

— В России конкуренция настолько велика и, как следствие, даже удивительно, что время от времени ещё появляются новые успешные проекты. Высоко профессиональных литературных агентов настолько мало, что в этом секторе конкуренции просто не существует.

— Какие действия Вам лично приходится предпринимать для достижения известности?

— Усиленно работать над качеством своего литературного материала. Я — трудоголик по натуре, и трудности в профессиональной сфере меня не пугают.

— Какова доля в успехе книги и писателя таланта и «раскрутки»?

— Думаю, одинаково важно и то, и другое. Конечно, должно быть кроме всего этого ещё своеобразное чутьё и у издателя, и автора. Необходимо быть всегда немного впереди читательского спроса.

— Можно ли говорить о читательском голоде или читатель пресыщен?

— Не секрет, что сегодня на прилавках магазинов можно найти литературу на любой вкус. Но интернет всё больше и больше забирает у издателей читательскую аудиторию. Несомненно, на литературном рынке произойдут серьёзные изменения в ближайшие десять лет. Я искренне надеюсь, что печатная книга выживет и сохранит своего потребителя.

— Можете ли Вы сказать про себя, что Вы успешны? Важен ли для Вас успех и каковы его критерии?

— Критерий успеха один — востребованность созданного тобой продукта. Когда я замечаю в метро человека, погруженного в чтение одной из моих книг, мое сердце наполняется радостью. Мне есть чем поделиться со своими читателями и, конечно, я надеюсь, что благодаря успешной работе издательства, мои произведения будут доходить до людей.

— Как Вы отнесетесь к решению Вашего ребенка стать писателем?

— Я буду счастлива, если мой ребёнок выберет себе творческую профессию, несмотря на её нестабильность и эфемерность. Конечно же, будет особенно приятно, если у него обнаружатся писательские способности.

— Что Вы пожелаете нашим читателям, желающим стать писателями?

— Активная позиция, целеустремленность и желание отдавать никогда не останутся без ответа. Если вы окончательно и бесповоротно сделали свой профессиональный выбор, то отбросьте все сомнения и действуйте. Тому, кто верит в собственную миссию, и без писательства не представляет свою жизнь гармоничной, удача обязательно улыбнется. Главное — научится ждать.

 
статьи