Networking или КреАРТивные заметки о форуме «Экстремальное Будущее»

Печать
Форум «Экстремальное Будущее» прошел в Брюсселе, 3 — 5 февраля 2010 г. КреАРТфорум «Экстремальное Будущее»

Общение с целью установления контактов и налаживания связей — именно так можно перевести «networking» с английского. Действительно, общение в рамках КреАРТфорума «Экстремальное Будущее» получилось плодотворным. На протяжении 3-х дней в столице Евросоюза участники Форума, приехавшие из разных стран (России, Сербии, Швеции, Австрии, Ирландии, Голландии и Бельгии), имеющие разные профессии и работающие в различных сферах и областях, попытались представить и поговорить о том, какое оно наше будущее.

КреАРТ Форум, идеологами и организаторами которого выступают Петра Рингроуз, Бельгия (Petra Ringrose, «SN Consultancies», Director) и Елена ван Иммерзейл-Харитонова, Нидерланды (Yelena van Immerzeel-Kharitonova, «Caravan Cultura», Founder), является ежегодным и в этом году проходит уже в третий раз. Каждый год организаторы заявляют новую тему для обсуждения. В первый раз Форум был посвящен межкультурному общению, в следующий раз собравшиеся обсуждали креативность и инновации, в этом году — экстремальное Будущее. И, если в первых двух Форумах все участники были специалистами в одной области, заявленной в теме, то в этом году состав участников был достаточно разнообразен: от известного шведского футуролога Яна Содерквиста (Jan Soderqvist, Soderqvist Media AB, Founder), до президента Парламента г. Новый Сад, Сербия Александра Йовановича (Altksandar Jovanovic, President of the City Parliament of Novi Sad — Region of Vojvodina).

Первая встреча участников Форума прошла в Чешском Центре г. Брюсселя при поддержке «Pilsen Region», известного производителя чешского пива. Присутствующие имели возможность познакомиться и пообщаться с прямым потомком великого русского поэта Александром Александровичем Пушкиным и его женой, возглавляющими Международный фонд А. С. Пушкина и являющимися почетными гостями приема в честь открытия III ежегодного КреАРТфорума «Экстремальное Будущее».

Следующий день стал основным рабочим днем Форума. Количество докладчиков — 13 — немного пугало. Но, грамотный регламент и строгое его соблюдение, контролируемое модератором, не позволили участникам устать и заскучать.

Первый докладчик, Ян Содерквист, Швеция (Jan Soderqvist, Soderqvist Media AB, Founder) заявил: «Будущее будет интерактивным». В то же время, он отметил, что говорить о будущем трудно, так как невозможно его исследовать. Мы никогда не можем представить себе его до конца. Можно делать прогнозы, но лишь на короткий период. Ян остроумно сказал, что «Будущее похоже на сыр, в котором есть дырки, которые мы должны заполнить».

Будущее — это очень субъективная сфера: в хорошую погоду оно мыслится прекрасным, в плохую — наоборот. Будущее — большая черная дыра.

Главное, что можно сказать — нас ждут изменения.

Ян признает, что изменения — это норма, а стабильность — исключение. Стабильности не существует в природе. Далее автор говорит, что в Будущем первую роль будут играть медиатехнологии, именно они будут определять, как мы будем жить. Революция в медиатехнологиях — это основное изменение, которое нас ждет. Ян приводит примеры из нашей истории. Возникновение речи приводит к сближению людей, затем — изобретение письменности — еще большее сближение, влияние книг, авторов на человечество. Далее был изобретен печатный станок. Человек, который причастен к этому, был правоверным католиком и даже не подозревал, что сделал. Возможность печатать книги неизбежно привела к распространению знаний и дальнейшему сокращению расстояния между людьми.

Интернет и цифровые коммуникаторы — следующая революция. Посредством нового глобального сотрудничества будет меняться личность человека. Произойдет перегруппировка в обществе, возникнут новые группы взаимодействия в обществе: общение не только с близкими людьми — семья, друзья, коллеги по работе, но и с незнакомыми людьми.

Грядет эра сотрудничества между современными людьми.

В заключении, Ян Содерквист отметил, что сегодня используют интерактивное взаимодействие, в первую очередь, дети и подростки. Поэтому, те, кто сегодня работают с детьми, должны учитывать, что сегодня, именно дети и подростки общаются больше всего. Будущее — за диалогом.

Очень интересное начало дискуссии продолжил Колум Джойс, Ирландия (Colum Joyce, IMRWORLD), племянник автора «Улисса», одного из зачинателей потока сознания в мировой литературе, Джеймса Джойса.

В продолжение предыдущего выступления Колум рассказал об исследованиях ученых, пришедших к заключению, что, несмотря на развитие интернета, человек не сможет общаться с миллионом человек. 125-150 человек — это тот максимум, который возможен. И это соответствует размеру средней деревни, говорят антропологи.

В своем выступлении Колум Джойс сосредоточился на задачах для достижения целей 2020 года. Все они напрямую связаны с экономией в будущем во всем. Сегодня материальные ресурсы и энергия используются неэффективно. Задача Европарламента, по мнению автора,- обязать каждый бизнес соблюдать законы экономии энергии, выброса CO2. Будущее процветание базируется на интеллекте, а не на мускулах. Только интеллектуальный продукт может сделать экономику эффективной, без потерь. Поэтому на первом месте в будущем будет интеллектуальный продукт — инновации, открытия.

Автор считает, что новые технологии должны быть доведены до каждого индивидуума и поняты им. Здесь развернулась полемика относительно категоричности приведенного утверждения.

А если люди не захотят меняться?

Следующий блок выступлений: «Будущие черты культурного сообщества, культурной дипломатии и проблем культурной идентичности».

Инга Холмогорова, Нидерланды (Inga Holmogorova, Founder of ICH Atelier and Holmogorova.com, Artist and Designer, Amsterdam, the Nedtherlands) рассказала о своем творчестве, обозначив свое выступление, как «Художественное видение будущего, инспирированное понятием «Социальной скульптуры» Йозефа Бойса. Не скрою, этот доклад заинтересовал меня более всего.

Инга пытается выживать в современном мире как художник. «I am the space, where I am» (Noel Arnaud). «Я — это то место, где я сейчас нахожусь». Художница сначала выбирает место, архитектурный объект, который ее вдохновляет, вызывает идею для инсталляции, а затем либо сама делает в этом пространстве свой проект, либо приглашает людей, которые там что-либо предпринимают. Результат творчества представляется широкой публике. Таким образом, происходит общение художницы с обществом.

Вдохновляется творчеством известного немецкого художника Йозефа Бойса, который использовал для своих инсталляций необычные материалы и сопровождал все свои объекты выдуманными им легендами. Своим творчеством Йозеф Бойс пытался показать, как общаться с людьми, которые тебя не понимают. «Легче объяснить дохлому кролику значение твоих картин, чем людям». Об этом его перфоманс «How to explain pictures to a dead hear». Йозеф Бойс считал, что каждый из нас художник, что было очень необычно для того времени. Он говорил, что каждый из нас может быть художником и влиять на Будущее, независимо от того, кто президент. Свое общение с публикой он называл искусством. Его «Social sculpture» — это социальное общение в поисках моделей Будущего.

Следующее выступление в данной секции — Фаины Захаровой, Россия (Faina Zaharova, Prezident of Line-life Charity Fond, Moscow, Russia) «Искусство, как благоприятная среда для благотворительности и доброй воли».

На примере деятельности своей организации Президент благотворительного фонда «Линия Жизни» показала, что такое благотворительность будущего. Как принципиально новый, креативный подход к проведению благотворительных мероприятий дает возможность помочь тысячам больных детей.

Фаина, начала свое выступление с характеристики нашего общества, в котором выделила 4 типа культур:

Целью своей организации Фаина ставит развертывание проектов к боевой культуре, чтобы получить деньги и показать людям из этого сегмента, что единственный выход — это переход в следующий сегмент. То есть творчески просить деньги, чтобы люди с радостью с ними расставались. Фонд работает с представителями различных искусств, что позволяет трансформировать искусство в деньги. Провели более 200 различных событий, за 4,5 года спасли 3250 детей по всей России:

Все вырученные на аукционах деньги и собранные благотворительные пожертвования направляются на помощь тяжелобольным детям для проведения дорогостоящих операций.

Участники Форума с удовольствием приняли участие в благотворительном флэшмобе «Самая длинная линия жизни». Встав и взявшись за расставленные руки, мы составили «линию жизни» КреАРТ Форума. Фотографии, запечатлевшие этот момент, попадут в общий коллаж других людей, держащихся за руки. Чем больше участников, тем длиннее «линия жизни» и больше помощь больным детям.

Следующее выступление погрузило нас в историю русского фарфора. Ирина Ерошкина из Санкт-Петербурга, Россия (Irina Eroshkina, President of «Heritage» Foundation, Imperial Porcelain Factory) рассказала присутствующим о традициях и современности на Императорском фарфоровом заводе, заострив внимание на креативных формах успешного менеджмента в рамках предприятия. Демонстрация шедевров художников, в разное время принимающих участие в росписи фарфора, доставила эстетическое удовольствие зрителям.

После ланча начались выступления докладчиков второй секции, посвященной задачам городской жизни и перспективам городского развития.

Корин Хермант (Korinne Hermant, European Commission, Directorate-General for Regional Police, Urban Audit — Interservice Group on Urban Development), представляющая Главное управление Региональной политики Еврокомиссии, ввела присутствующих в суть вопроса.

В Европе проживает мультикультурное население, поэтому вопрос о «жизни сообща» имеет первостепенное значение. Обозначив круг проблем сегодняшней Европы, таких как — поляризация населения (очень бедные и очень богатые в одном городе); пропадающие города; а также, глобализацию, являющуюся врагом маленьких компаний, составляющих шарм Европы — Корин остановилась на новых направлениях в работе Управления. Это — фокус на развитие и благоустройство территорий в рамках небольшого формата (union); особое внимание на неблагоприятные районы, таких как, арабские кварталы; поддержка культуры, как одной из важных составляющих урбанистического развития Европы.

Александр Йованович, Президент Парламента г. Новый Сад, Сербия (Aleksandar Jovanovic, President of the City Parliament of Novi Sad — Region of Vojvodina, sociologist and politician, Serbia) продолжил начатый разговор на примере своего города, являющегося вторым городом Сербии. Проведя параллели с другими европейскими городами, Александр остановился на особенностях городского развития Нового Сада. В первую очередь, это существующие сегодня различные направления миграции, если в Европе — это миграция из других стран, то в Сербии — из города в деревню. Также Александр Йованович уделил особое внимание урбанистическому развитию своего города — одной из проблем будущего, которой не избежит ни одна страна Европы.

Выступление его коллеги арт-менеджера Беляны Мицковой (Biljana Mickov, Culture Manager, Novi Sad, Serbia) было посвящено креативной культурной политике города и важности «Agenda 21 Culture» («Задания на XXI век для культуры») в жизни города Новый Сад. Этот документ был принят городами и органами местного самоуправления со всего мира 8 мая 2004 года как руководящий документ для местной культурной политики.

Культурная жизнь — это одна из основных общественных сфер. Участие в ней происходит преимущественно в ближайшей сфере, на площадях и улицах, в своем районе или городе, соединяя местное и глобальное измерения, память и инновацию, что можно охарактеризовать как «местный межкультурный диалог».

Внутренние ценности культуры, по словам Беляны, становятся более важными для человеческого развития, и государственная власть постепенно признает этот факт в своей политике. На примере выступлений президента Городского парламента Александря Йовановича и менеджера по культуре г. Новый Сад Беляны Мицковой, работающих совместно, присутствующие убедились в существенной роли культуры в государственном планировании.

Докладчики третьей секции говорили о чертах будущего в политическом, экономическом и промышленном аспектах. Специальный фокус был обращен на энергию.

«Энергия для будущего. Приоритеты» — Давид Шрейб, Еврокомиссия, Общее управление энергетикой и транстпортом (David Schreib, European Commission, Directorate General for Energy and Transport: Security of Supply and Energy Markets). «Пути устойчивого будущего. Экоэкономика энергетики» — Кристоф ванн Агт, Гаага, Нидерланды (Christof van Agt, Senior Recearcher, Clingendael International Energy Programme, the Hague, the Netherlands).

Рассмотрев текущие проблемы, авторы обратили внимание участников Форума на важность международного сотрудничества в этой области. За загрязнение окружающей среды необходимо платить. Европа за последние 200 лет стала технологически развитой и богатой, но заплатила за это плохим воздухом. Сейчас Европа обращается к менее развитым странам, которые не столь богаты, но имеют чистый воздух.

Заключительная часть Форума касалась новых технологий.

Лео Экстер, Брюссель, Бельгия (Leo Exter, Founder of Westartup, Brussels, Belgium) остановился на новых формах организации и управления, которые позволяют делать новые технологии. Опираясь на исследования известного писателя и футуролога Брюса Стерлинга, докладчик посвятил свое выступление блогам и их возможностям. Сеть коренным образом, по словам автора, меняет жизнь людей и делает это совершенно неожиданно. Мы входим в новую эру «пост-интернета», мир, в котором Сеть будет повсеместно, как воздух, которым мы дышим. Будущее же интернета, считает Лео, связано не с общественными институтами, а с индивидуалами. Дешевая связь распространится везде, поощряя креативность, сотрудничество и удаленную работу. Две реальности: настоящая и виртуальная, уже проникают друг в друга. Как и реальный мир, Сеть будет приобретать международный масштаб, и говорить на разных языках.

Выступление последнего участника Вячеслава Козлова, Ейндховен, Нидерланды (Slava Kozlov, Founder and Director of Summin, formerly Philips Design, Eindhoven, the Nederlands) — «Вызов новым умам: как подготовиться к турбулентному будущему» сопровождалось интересными дизайнерскими работами, иллюстрирующими доклад автора. Слава рассказал об интересных мероприятиях, проводимых в Нидерландах: фестивале «Будущее Голландии» и проекте «Играя в Будущее», на основе которых вырабатывались прогнозы, относительно того, как нам войти в Будущее. Выводы, не стали неожиданными.

Больше демократии, больше креативности. Менять себя.
It is difficult, but it is possible.
Это трудно, но возможно.

Следующий день участники КреАРТ Форума провели в так называемом Квартале еврократии. Оливер Неттон, исполняющий обязанности заместителя департамента по внешним связям Еврокомиссии, в неформальной беседе показал, как прекрасный вид на столицу ЕС из окна аудитории, так и основные моменты геополитики Евросоюза на ближайшее будущее.

Экскурсия в Европарламент получилась очень насыщенной как информативно, так и эмоционально. Помимо исторического экскурса в прошлое ЕС, обсуждения горячих вопросов ЕС, знакомства с внутренней жизнью Европарламента, участники Форума смогли посидеть в Зале заседаний, пообедать в парламентской столовой, выпить кофе в парламентском кафе с очень гуманными ценами. За кулисы политики удалось попасть благодаря Екатерине Делимовой, работающей в Европейском Парламенте.

Вечером большая часть делегации посетила ежегодный Русский Бал Витязей, проходивший в 41 раз в этом году. Начало русским балам в Брюсселе положила эмиграция первой волны. Потомки русских дворян — князья и княгини Юрьевские, Трубецкие, Апраксины, Голицыны, Оболенские, Гагарины — съезжаются в столицу Европы, чтобы поддержать традицию. Бал также посетил единственный прямой потомок Александра Сергеевича Пушкина по мужской линии Александр Александрович Пушкин. Он возглавляет в Бельгии Союз русских дворян.

Бальные платья, смокинги, сияние хрусталя, русские песни и пляски цыган в престижном концертном зале Брюсселя «Концерт Нобль», слегка вскружили голову и перенесли всех из квартала еврократов XXI века в атмосферу начала прошлого. Утром говорили о будущем, днем ходили по настоящему, а вечером были в прошлом.

Наверное, так будет всегда!