YOU ARE HERE: Статьи и публикации Как это делается Исполнительские искусства в Нидерландах. Культурная политика, ее цели и механизмы
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Search

«Арт-менеджер» Online

Исполнительские искусства в Нидерландах. Культурная политика, ее цели и механизмы

Печать

Театрально-концертные площадки Нидерландов предлагают своим зрителям исключительно разнообразный репертуар. Публике предоставляется возможность увидеть около 60 000 представлений в год по всей стране, включая танцевальные, музыкальные, детские; каждый сезон театры дают более тысячи премьер. Ежегодно проводятся фестивали, гастроли зарубежных трупп в Голландии и голландских — за границей. Что касается обучения, несколько школ предлагают профессиональные тренинги университетского уровня в различных видах исполнительских искусств. Существуют также организации, предлагающие информацию, консультации, проводящие исследования, стимулирующие дискуссии и занимающиеся поиском и распределением работы. Такую масштабную инфраструктуру поддерживают многие артисты и профессионалы, но не менее важную роль играет активная политика правительства.

Драган КЛАИЧ — театральный критик, искусствовед, драматург, исследователь, один из ведущих европейских экспертов в области театрального искусства и менеджмента. Профессор Амстердамского университета, в недавнем прошлом — директор Театрального института Нидерландов. Автор нескольких книг по современной драматургии и многочисленных публикаций в профессиональных изданиях.

Традиционно исполнительские искусства в Нидерландах финансировались из частных источников и кассовых сборов, но с середины 40-х годов правительство стало занимать все более значимую позицию в систематической поддержке культуры. Основным соображением при внедрении новой системы субсидирования стало то, что важность благосостояния искусства и культуры не позволяет оставлять их на волю закона спроса и предложения. Должен быть найден необходимый баланс в распределении бюджетных средств между различными артистическими дисциплинами. Финансовая политика должна отражать многообразие искусств, при этом очевидно, что не все виды искусства требуют одинаковых вложений. Например, кабаре, не получая прямой финансовой поддержки от государства, вполне успешно выживает само по себе. Растет и доля спонсорских вложений, особенно в сфере зрелищных искусств и музыки, но она все же невелика по сравнению с национальными, региональными и муниципальными субсидиями. Основной принцип заключается в том, что искусство, финансируемое правительством, должно быть доступным для всех. Поскольку все граждане вносят свой вклад в его развитие посредством уплаты налогов, все должны получать какую-то отдачу, географически или экономически. При этом все слои населения должны иметь возможность наслаждаться искусством, как в активной, так и в пассивной форме. В результате воплощения этого принципа устанавливаются разумные цены на билеты и различные системы скидок для экономически более слабых слоев населения (студентов, безработных, престарелых). Кроме того, исполнительские коллективы получают субсидии на внутренние гастроли по стране. Эта обязанность, вызывающая рост негодования со стороны театральных компаний, в скором будущем может трансформироваться в своего рода дополнительное мероприятие, проходящее на нескольких избранных площадках и поощряемое отдельными субсидиями.

Четырехлетний цикл финансирования

Законодательство дает министру или главе комитета по культуре законное право распределения бюджетных средств. Члены кабинета обязаны каждые четыре года формулировать свою политику, очерчивая приоритеты и получая поддержку парламента. На этом основании организации культуры, желающие получить или продлить четырехлетнюю финансовую поддержку, должны подать на обсуждение в Совет по культуре стратегический план. Совет дает рекомендацию министерству, на основании чего министерство делает предложение по четырехлетнему бюджету, которое должно быть ратифицировано парламентом.

Приведем в качестве примера процедуру прохода бюджета на сезон 2000 года. В декабре 1999 года 728 организаций культуры подали свои планы. Общая запрашиваемая сумма превышает отпущенный бюджет в 2 раза. Около 2-3 претендентов в данный момент не получают четырехлетнего финансирования; 293 организации культуры (музеи, институты, фестивали, труппы, оркестры) его получают, но, естественно, все они просят не просто о продолжении, но также об увеличении его размеров. В принципе, они могут получить столько же или больше, или, в худшем случае, вообще потерять четырехлетнюю поддержку — в том случае, если качество их работы будет признано неудовлетворительным. Это уже случалось, и проигравшие организации были вынуждены самоликвидироваться, причем для тех, кто в результате потерял работу, предусмотрена страховка по безработице.

Другие источники финансирования

Некоторые организации культуры, не получившие поддержки правительства, обращаются к возможности муниципального финансирования, которое распределяется ежегодно или, в крупных городах, раз в четыре года. Всем остальным приходится надеяться на помощь Фонда исполнительских искусств, муниципальных и частных фондов. Региональные власти традиционно финансируют детские и молодежные учреждения культуры. Совместные инвестиции муниципальных и региональных властей приблизительно равны инвестициям национального правительства. Наконец, существуют независимые театральные продюсеры, некоторые из них добились успеха, поставив крупные мюзиклы, популярные комедии или спектакли с участием звезд. Эти продюсеры не получают финансовой помощи, но иногда им выделяются средства на создание дополнительных рабочих мест или даются гарантии рисков от правительства. Спонсорская помощь также растет в благоприятных экономических условиях, но получить ее могут только постановки, ориентированные на широкую публику.

Муниципальные сцены

Муниципальные власти традиционно отвечают за содержание театров и их репертуарные планы. В программах каждого сезона фигурирует до 250 представлений различных трупп и разных видов искусств. Многие постановки покупаются еще до премьеры, и здесь инвесторам приходится доверять имени, репутации, предварительной информации и интуиции. Многие из этих сцен и площадок построены в 50-60-х годах, они достаточно вместительны, но дороги в обслуживании и зачастую нуждаются в ремонте. Кроме них, существует целый ряд небольших залов на 80-250 мест, и многие артисты предпочитают выступать именно в них. Иногда муниципалитеты начинают строить новые площадки или расширять уже существующие, не особенно задумываясь о том, какие театры нужны будут артистам и публике будущего, и возникают ситуации, когда художественные вкусы, потребности желания и зрителей становятся инструментом политических амбиций.

Новые альянсы и партнерства

Под давлением городских властей муниципальные театры часто вынуждены заниматься коммерческой деятельностью: проводить различные конгрессы, торговые шоу, любительские представления, при этом предполагается, что они должны предлагать публике обширную программу художественных выступлений. На практике многим театральным директорам приходится балансировать между коммерчески успешными массовыми шоу и высокохудожественной продукцией, адресованной более узкому кругу зрителей. Для молодых талантов, ищущих возможность воплотить в жизнь свои первые профессиональные работы, существуют специальные мастерские, которые обеспечивают организационную поддержку перспективным режиссерам и их командам. Традиционное разделение, где национальное правительство финансировало создание продукта, а муниципальные власти заботились о его распространении, уже не действует, хотя довольно долгое время национальное финансирование нескольких крупных трупп в Амстердаме и Роттердаме дополнялось муниципальными субсидиями. Многие труппы предпочитают иметь собственные площадки, зачастую просто адаптированные для театров. Это делается для того, чтобы обеспечить большую репертуарную гибкость и более тесные отношения со зрителем. В поисках собственной базы некоторые труппы постоянно гастролируют, как внутри страны, так и за ее пределами. Многие муниципальные театры уже не удовлетворяются только ролью сценической площадки, но начинают действовать как продюсеры и со-продюсеры на национальном и международном уровне. Создавая консорциумы, партнерства и альянсы, они ломают традиционное разделение функций и ответственности. Можно сказать, что вся институциональная инфраструктура голландской культуры вошла в период переоценки ценностей и осознанной реструктуризации.

Текущие приоритеты культурной политики

Глава национального комитета по культуре, занимающий эту должность в настоящее время, защищает некоторые новые приоритеты, что служит предметом оживленных и непрекращающихся споров. Член либерального крыла партии социал-демократов, экономист по образованию, секретарь комитета Ван дер Плоег считает, что профессиональные деятели искусства должны вести себя активно, полностью используя возможности рынка до того, как обратиться к правительству за помощью. Он также особенно подчеркнул разнообразие культурного уровня аудитории, особенно среди молодежи и эмигрантов (турок, марокканцев, суринамцев и антильцев), которых сейчас крайне мало среди публики профессиональных театров и концертных залов, и призвал к большему разнообразию художественной продукции и к реструктуризации управления организациями культуры.

Снижение количества молодежи в аудитории

Очень сомнительно, что какие-либо правительственные законы смогут изменить основные течения в потреблении культуры. Последние данные исследований, проведенных известным Институтом социального и культурного планирования, говорят о сильном снижении культурного участия молодежи в 80-90-х годах. Происходит сдвиг в отношении к культуре, которая становится предметом потребления более образованной и взрослой части населения (старше 35 лет), отличающейся избирательностью в своих вкусах. Данные говорят о том, что для многих зрителей деление на финансируемое и нефинансируемое искусство стало неуместным, и что традиционные границы между «высоким» и популярным искусством также сломаны. Введение культурного образования и творческих предметов в обязательную программу средних школ призвано воспитать понимание культуры и искусства, наряду с правительственными мероприятиями, снимающими финансовые барьеры на пути посещения музеев, концертных залов и театров.

Организационная автономия

Подавляющее большинство организаций культуры в Голландии являются независимыми и некоммерческими. Практически каждый может основать такую организацию путем несложной юридической процедуры на основании достаточно свободного законодательства, однако это не дает автоматического права на финансовую поддержку или снижение налогов. Первое надо заработать, а о втором договориться с соответствующими налоговыми органами. Безусловно, закон дает организации право на большую долю независимости в определении своей миссии, функций, правил, программ, и никто из тех, кто финансирует организацию, не вправе навязывать ей путь развития. Советы директоров, как правило, назначают и утверждают себя сами, тогда как финансирующие органы не имеют права вводить в них своих представителей. Все полученные финансовые средства подлежат тщательному учету и каждый год проверяются независимыми аудиторами. Каждая организация культуры подчиняется сложному трудовому и налоговому законодательству, в то время как ее работники, как постоянные, так и совместители, имеют право на множество льгот (медицинская страховка, страховка от несчастных случаев и безработицы, пенсионный фонд, фонд отпускных и т. д.) — точно так же, как в сфере медицины, образования, бизнеса или правительства.

Отход от государственной собственности и приватизация

Так же как ни одна организация культуры в Нидерландах не принадлежит государству, ни один человек, работающий в культуре, не является госслужащим, даже если он живет на деньги, получаемые от государства. Некоторые муниципальные музеи, театральные площадки и оркестры все еще официально относятся к муниципалитету, с соответствующим статусом их работников, но постепенно и они становятся автономными некоммерческими организациями, или, как в случае с некоторыми театральными площадками, независимыми деловыми корпорациями, где муниципальная власть является одним из акционеров. В стране активно идет процесс приватизации, давая организациям культуры большую автономию, а тем, кто их финансирует, большую свободу в распределении средств в соответствии с достигнутыми результатами.

Профессиональные артисты

Около 15.000 человек в стране профессионально работают в сфере исполнительских искусств, на постоянной основе или как «свободные художники» («фрилансеры»). Это артисты, исполнители, художники, техники, администраторы и все люди смежных специальностей. Телевидение, реклама, школы и даже общественные организации привлекают профессионалов исполнительских искусств для работы над специальными проектами. Многие продюсерские компании имеют небольшой артистический и административный штат, но привлекают множество людей для сотрудничества на ограниченное время. Обычно постановка играется от 20 до 60 раз в течение нескольких месяцев, в соответствии с расписанием, продуманным заранее. Лишь немногие труппы, имеющие постоянную площадку, могут позволить себе возобновлять постановку после окончания проекта. Поскольку множество молодых артистов не может зарабатывать себе на жизнь только этой работой, с недавних пор была введена специальная схема, по которой они получают пособие по безработице все время, пока их заработок минимален, что освобождает их от необходимости немедленно искать работу в иной сфере — но лишь на ограниченный период времени, около года после выпуска из школы.

Иностранцы в затруднении

Среди артистов есть множество иностранцев, особенно среди танцовщиков. Раньше у них не было проблем с тем, как обосноваться в Нидерландах и найти свой путь в артистическом обществе. По новым правилам Евросоюза и новому закону Нидерландов, граждане стран Евросоюза могут обосноваться в стране лишь при условии, что могут доказать способность полностью себя обеспечить. Для граждан из стран, которые не являются членами Евросоюза, стало практически невозможно получить работу и вид на жительство. Студенты из этих стран, участвующие в профессиональных образовательных программах, вынуждены платить гораздо больше.

Международная ориентация

Международный аспект исполнительских искусств в Нидерландах выражается в почти полутора десятках фестивалей разных жанров с международным составом участников и гастролями иностранных трупп, а также в более чем 1.000 выступлений голландских трупп за рубежом ежегодно. Многие артисты постоянно работают на международном уровне. Помимо гастролей, отмечается явный рост интереса к международному сотрудничеству. К примеру, компания QUANGO получила финансирование из частного фонда, от министерства культуры, а также четырехлетнюю государственную поддержку. Существуют специальные статьи финансирования для совместных предприятий, курсов повышения квалификации, образовательных поездок за рубеж, оплаты дорожных расходов для приглашенных из-за рубежа трупп. Министерство иностранных дел и министерство культуры внедрили специальную программу интенсификации международного культурного сотрудничества, по которой 7,27 миллионов евро в год выделяется на исполнительские искусства.

Пересмотр системы

Голландская культурная система уникальна благодаря сочетанию нескольких факторов: это четырехлетний цикл финансирования, сбалансированная оценка, организационная автономия, небольшой штат организаций, гибкость и мобильность, наличие множества источников финансирования и дополнительная поддержка государства. Многие зарубежные коллеги часто завидуют Нидерландам. Однако эта система небезупречна. Новые постановки появляются и исчезают слишком быстро, необходимость постоянно гастролировать усложняет процесс формирования постоянной аудитории, значителен финансовый разрыв между уже известными и молодыми начинающими артистами. В основе сложных и тщательно выверенных механизмов культурной политики лежит традиция художественного разнообразия и инноваций, но ничего нельзя считать само собой разумеющимся, особенно в период, когда все сильнее ощущается общественное равнодушие к искусству. Хотя голландское общество обладает прирожденной способностью избегать скандалов, острых конфронтаций и радикальных перемен, культурная политика сегодня, в период экономического расцвета, является предметом постоянной переоценки, улучшений, инноваций. Даже то, что кажется знакомым и предсказуемым, может преподносить сюрпризы.

Перевод с английского Майи Цзо.
Журнал «Арт-менеджер» № 2(5) 2003

 
статьи