YOU ARE HERE: Статьи и публикации Как это делается Выставочные проекты и выставочный бизнес
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Search

«Арт-менеджер» Online

Выставочные проекты и выставочный бизнес

Печать

Компания «Экспо-Парк. Выставочные проекты» известна как организатор целого ряда выставок и ярмарок, имеющих важнейшее значение для развития индустрии культуры. Среди них — АртМосква, антикварные салоны в Москве и Санкт-Петербурге, АрхМосква, книжная ярмарка Non-Fiction и многое другое. О том, что такое сегодня выставочный бизнес, — наша беседа с директором компании «Экспо-Парк», одним из главных организаторов выставочного дела в Москве Василием БЫЧКОВЫМ.

 — Василий Владимирович, что такое, на ваш взгляд, выставочный проект?

 — По поводу выставочных проектов у меня есть собственная разработка, для «внутреннего пользования». Это текст на двенадцати страницах, состоящий из нескольких сотен пунктов. Если же говорить об основных пунктах... Выставочные проекты бывают разными, и делятся они на коммерческие и некоммерческие. Коммерческие — это продажа выставочных площадей, то есть вид рекламы и рекламных услуг, представляемый организаторами выставок, к которым мы и принадлежим. Причем обычно мы сталкиваемся с тем, что люди продвинутые и высокообразованные этой области не касаются.

Мы делаем промышленные коммерческие выставки, и все наши проекты работают по этому принципу. У владельцев выставочных площадей покупаем площади и затем продаем их участникам выставок — в эту дельту умещаются все наши усилия, начиная от концепции выставки и охватывая весь технологический процесс по ее комплектации, техническому обеспечению, получению конечной прибыли, и многое другое. Надо сказать, что это достаточно успешный бизнес, иногда очень прибыльный — особенно когда речь идет о бурно развивающихся секторах рынка. Среди его операторов — рынок сотовой связи, компьютерный рынок (5 лет назад) в России, нефтяной рынок (и 5 лет назад, и сегодня), рынок продуктов питания, автомобильный. Это очень прибыльное дело, так как охватывает наиболее динамично развивающиеся отрасли. Компании вкладывают деньги в различные виды рекламы, а выставочный бизнес достаточно эффективен в смысле соотношения вложенных средств и отдачи. Достаточно сказать, что сейчас, при общей стагнации, например, немецкого рынка (а Германия сегодня — это самая «выставочная» и «ярмарочная» страна в мире), они единственные завершили 2002 год с очень хорошими показателями, особенно компания ФранкфуртМессе, с которой мы сотрудничаем по ряду проектов.

Это что касается коммерческих выставок. Наряду с ними, используя те же механизмы, мы организуем выставки в самых разных областях культуры и примыкающих к культуре: архитектурные и дизайнерские, книжные и музейные выставки, «старое» и современное искусство. Это значительно менее прибыльное дело, потому что таковы сами рынки, но тем не менее, мы организовываем прибыль и платим хорошие налоги. Некоторые наши проекты убыточны, но сделано это абсолютно сознательно. И об этом стоит поговорить отдельно.

Это выставки совершенно иного плана, имеющие художественное или культурное значение. В основе их мотивации не лежит получение прибыли, задачи здесь совершенно другие. Поскольку это художественные выставки и выставки, связанные с различными областями культуры, делаются они на привлеченные средства — спонсорские, бюджетные. В нашей программе практически все коммерческие выставки сопровождаются некоммерческими проектами, мы делаем их в огромном количестве — 50 на 50, и структура их совершенно иная. Здесь мы сами вкладываем деньги либо привлекаем спонсоров.

 — Есть ли в вашей деятельности такая цель, как поддержка и распространение отечественной культуры?

 — Не могу сказать, что мы специально об этом думаем. Конечно, делая проект, мы отдаем себе отчет, помогает ли это продвижению отечественной культуры или играет какую-то другую роль. Но заранее такая задача не ставится, это получается скорее «по факту».

И иногда мы с удивлением обнаруживаем, что какое-то наше событие высоко оценено общественностью, прессой или даже государственными структурами. Осуществляя коммерческие проекты в областях, прилежащих к областям культуры, на стыке, мы не можем не делать таких вот профильных проектов: это само собой разумеется.

 — В чем заключается технология проведения коммерческой выставки?

 — Я не буду раскрывать профессиональных секретов, но, как я уже говорил, суть ее — это спекуляция выставочной площадью (грубо говоря). Технология состоит в привлечении клиентов и всего, что с этим связано: рекламы, личных контактов, всего, чем занимаются наши менеджеры по продажам выставочных площадей. Клиенты наших клиентов — это посетители, в первую очередь, профессиональные. Поэтому наша задача — организовать дело так, чтобы на выставку пришло как можно большее количество специалистов, а если речь идет о ярмарке, то покупателей.

 — Есть ли у Вас своя база данных по рассылке информации?

 — Конечно. Огромная доля успеха зависит от клиентской базы, от правильно выстроенной рекламной компании, направленной именно на ту часть аудитории, которая нужна. Поэтому у нас трудится над этим целый рекламный отдел, специалисты по PR. Создан фонд поддержки художественных проектов «Арт-Москва», который работает над реализацией многопрофильных программ, а их огромное количество. Сюда входят не только выставки, но и круглые столы, конференции, коллоквиумы, премии, показы и т.д. Как дополнение к основной части.

Сейчас одной только «голой» выставочной площадью никого не удивишь. Приходя на выставку, все хотят получить как можно больше полезной информации. И если мы, организаторы, не будем уделять этому должного внимания, то наши выставки не будут интересны никому. Иногда эта параллельная, «рамочная» программа более важна, чем сами выставки. Например, если в ЦДХ проводится конференция — хотя это не совсем по профилю Дома, — мы считаем, что это прежде всего благородное дело.

Это главная интеллектуальная составляющая, смысловая часть проекта, то, что можно назвать концепцией. А далее идет собственно выставка, которая рекламирует отдельных участников и их товары.

 — Если можно, несколько слов о вашей команде. Сколько человек у Вас работает?

 — По штату нас 60. Есть два подразделения: отдел по организации выставок и дизайн-бюро, которое занимается дизайном и строительством экспозиций и объединяет монтажную бригаду. Существуем мы 12 лет, с 1990 года, а организацией выставок занимаемся с 1992 года. У нас есть свои складские помещения, самые разнообразные выставочные конструкции. Есть свой рекламный отдел, который работает по обеспечению наших выставок. Основная структурная единица — это наши сейлс-менеджеры, которые их «продают». Что касается художественных выставок, то могу определенно сказать, что по нашему опыту их организации и устройства сегодня никто не может с нами соперничать. И в области промышленных выставок мы также занимаем значительное место.

Наш фонд был создан в 1998 г., когда мы съездили на Мадридскую ярмарку ARCO и узнали о мощной поддержке, которую государство и муниципальные власти оказывают ярмарке как основной точке художественного рынка.

 — Наверняка подобные выставки влияют на туристический рынок?

 — Естественно, любой город на Западе хорошо понимает, какое огромное имиджевое и коммерческое значение имеют ярмарки, особенно художественные. Возьмем другой пример: «Экспо-Ганновер» был колоссально убыточным. Сейчас он приносит дохода 70 млн. марок — это огромная прибыль и для города, и в целом для Германии. «Экспо 2010» Россия с треском проиграла Китаю и Шанхаю, потому что Китай промоутировал ее в течение 10 лет и вложил в это 300 миллионов долларов. А наша профессиональная команда ВВЦ вложила всего 2 миллиона и занималась выставкой только 2 года. Именно два года они потратили на то, чтобы «пробить» непонимание наших же чиновников, что такое «Экспо» — и это у тех людей, которые должны были заниматься промоушеном сами и во всем мире! Это такой имиджевый удар, от которого мы еще долго не оправимся. Что и говорить, арт-ярмарки играют огромную роль в жизни города.

 — Каких специалистов и какого качества Вам не хватает?

 — Не хватает менеджеров всех направлений: офис-менеджеров, менеджеров по рекламе, PR. Катастрофически не хватает культурных менеджеров в фонде Арт-Москва. Менеджеров по продаже выставочных площадей, — это постоянный дефицит.

 — А есть ли у Вас своя любимая выставка, для души?

 — Мы с женой больше всего любим книжную ярмарку, я думаю, это наиболее целостный по концепции, яркий и динамично развивающийся проект. Достаточно сказать, что за три года ярмарка выросла более чем в три раза.

 — Существует мнение, что арт-рынка в Москве и вообще в России нет. Сейчас только начинают выстраиваться взаимоотношения между художником и галереей, между галереей и коллекционерами. Как, на Ваш взгляд, проходит этот процесс?

 — Конечно, в понимании европейском или американском, рынок искусства у нас малозаметен. Но специально это утверждают те, кто хочет обозначить абсолютное безрыбье, чтобы продать своего рака как рыбу. И это неправильная установка. Потому что задача всех, кто имеет отношение к этому рынку, именно себе же во благо убеждать общество, что артрынок есть. И он будет. Ведь мы делаем ярмарки, в которых должны, по определению, участвовать галереи, как основные структурные единицы арт-рынка (то есть как коммерческие организации, которые продают искусство). А если утверждать, что рынка нет, то без зазрения совести можно делать ярмарку и рядом с галереей, просто выставив художников по цене на два рубля ниже, чем в самой галерее. Но, если ты утверждаешь, что арт-рынок есть, то ты не имеешь никакого морального права это делать. И если ты это делаешь, то разваливаешь рынок. Поэтому наша святая обязанность — утверждать, что рынок есть, тем более что он действительно есть.

 — Не кажется ли Вам, что сейчас мы только возвращаемся к состоянию, которое у нас было до 1998 г., в том числе и к состоянию на арт-рынке?

 — Кризис 1998 года нам во многом помог, потому что лопнули какие-то надуманные представления. К примеру: все банки собирали коллекции, и это было хорошо, на этом многие сделали деньги. Но это была только мода, поветрие, то есть не было имиджевой потребностью каждого отдельного банка, а делалось «под копирку». Такая игра «в большой бизнес». Сейчас многие мыльные пузыри лопнули, и пошел очень трудный повседневный, совсем не праздничный процесс — процесс восстановления арт-рынка.

Если раньше кто-то собирал искусство под воздействием коммерческих механизмов (не всегда правильных), то теперь появились настоящие любители современного искусства. В этом году наконец сформировался клуб любителей современного искусства, и мы имеем к нему самое непосредственное отношение. Процессы пошли, и об этом говорят продажи в галереях и продажи на наших ярмарках: они растут, значит, рынок живет.

 — Поддерживает ли Министерство Культуры ваши некоммерческие проекты? И есть ли у Вас отдел развития или какая-то структура, которая занимается привлечением дополнительных средств?

 — Этим занимается наш фонд. Министерство Культуры нас всегда поддерживало, изыскивало из своих средств деньги, пусть не очень большие, на поддержку выставок, и мы им благодарны за это. С самой первой «Арт-Москвы» 1996 года у нас была поддержка министерства, причем на разных этапах — разная, в том числе и в этом году. В этом смысле я даже удивлен: нет никаких старорежимных установок, пристрастий, они держатся нейтрально и корректно — чего нельзя сказать о многих других государственных структурах. Что касается спонсорских средств, наш фонд очень серьезно работает в этом направлении, и это уже приносит свои плоды, особенно в последние годы. Растет умение, растут и результаты. Мы понимаем, что в среде большого бизнеса обязательно есть люди, которые понимают, что им это может быть нужно и полезно.

 — Как Вы считаете, какие тенденции ожидаются в выставочном бизнесе? Есть ли новые направления, ноу-хау?

 — Наши партнеры делали анализ тех направлений, которые еще не заняты. Только в одном Союзе выставок и ярмарок, в котором мы состоим, уже 60 членов. А вообще выставочных организаторов в 3 — 4 раза больше, и все они работают по разным направлениям. Но есть ниши локального свойства, например, в регионах некоторые перспективные направления пока не заняты. Есть темы, спроса на которые в провинции просто нет, там они не перспективны. Даже в очень сильных регионах и экономических областях. С другой стороны, из года в год мы делаем «Антикварный Салон» в Санкт-Петербурге, хотя это абсолютно убыточное предприятие, — просто мы считаем, что со временем и благодаря разумной экономической политике этот большой город все же будет развиваться. Санкт-Петербург — это историческая столица антиквариата, поэтому такая выставка там должна быть.

Появление новых направлений неизбежно. В ведущих зарубежных рынках выставочных услуг, уже вполне сформировавшихся по объему, как, например, английском, итальянском, немецком, все время появляются новые выставочные проекты. Одни выставки уходят, другие появляются, кто-то объединяет свои усилия, кого-то перекупают. Уверен, что у нас тоже так будет, и это дает дополнительный интерес.

Журнал «Арт-менеджер» № 2(5) 2003

 
статьи