YOU ARE HERE: Статьи и публикации Научный взгляд Особенности развития арт-рынка Сибирского региона
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Search

«Арт-менеджер» Online

Особенности развития арт-рынка Сибирского региона

Печать
Развитие региональных арт-рынков происходит в рамках общей концепции развития современного художественного рынка России. Как известно, 90-е годы открыли новый качественный этап его развития, который выразился в заметном оживлении художественной жизни и в зарождении легального рынка искусства.

Наталья Николаевна ВИЛЬЧИК — старший преподаватель кафедры культурологии и истории искусств Алтайского государственного университета, директор Алтайского международного центра «Культура без границ», участник Программы лидерства Библиотеки Конгресса США, выпускница Международной Академии менеджмента искусства и культуры (Зальцбург).

Этому в значительной степени способствовало формирование законодательной базы для развития рыночных отношений в культуре и искусстве. В этот период открылись границы, что позволило российским художникам не только лучше познакомиться с зарубежным искусством, но и предложить свою продукцию публике других стран. Расширились возможности для проведения выставок внутри страны, появились коммерческие галереи. Следует отметить, что галереи изначально стали столичным явлением, практически обособившись от провинций, и это можно считать одной из характерных черт российского арт-рынка. К другим особенностям можно отнести отсутствие собственных механизмов котировки произведений искусства при наличии отдельных элементов их продвижения на рынок, а также то, что этот рынок сегодня не является достаточно значительным компонентом экономики России.

Таким образом, общая характеристика художественного рынка России определяет объективное проявление его основных тенденций и в формировании региональных арт-рынков. Тем не менее, правомерно говорить о том, что в развитии арт-рынка таких крупных регионов России, как Сибирь и Дальний Восток, сформировались специфические тенденции. Это проявляется, прежде всего, в сложившейся структуре арт-рынка.

Рассмотрим это утверждение на примере арт-рынка Алтайского края. Его структуру составляют следующие компоненты:

  1. государственные музеи региона (опосредованно — через проведение экспертизы произведений, формирование художественных вкусов потребителей, предоставление художникам площадей для экспозиций с целью public relations);
  2. муниципальные картинные галереи;
  3. художественные салоны;
  4. выставочные залы Союза художников, учебных заведений, библиотек, детских школ искусств;
  5. уличные выставки-продажи художников-любителей и мастеров декоративно-прикладного искусства.

Очевидно, что галерейное движение пока еще не получило своего активного развития в сибирском регионе, в силу чего провинциальный арт-рынок «приспосабливает» к себе уже сложившиеся структуры, определяющие художественную жизнь региона в целом. Это, по нашему мнению, определило следующие специфические черты арт-рынка Алтайского края:

  • Формирование рынка на основе уже существующих структур из числа организаций искусств, а не вновь появившихся коммерческих галерей, как в столичных городах.
  • Включение в структуру арт-рынка нетрадиционных структур — вузовских эстетических центров, которые имеют два рыночных аспекта: продвижение на рынок произведений современного изобразительного искусства и выполнение функций менеджера-посредника между художником и публикой (зрителем, покупателем).
  • Сохранение муниципальных картинных галерей в городах и районах Алтайского края, выполняющих, в том числе, коммерческую функцию.
  • Формирование традиций семейного арт-бизнеса на основе творческих династий и нового типа художника-предпринимателя, деятеля современной художественной жизни и арт-рынка.
  • Теневой характер местных коллекционеров как следствие низкого уровня культуры, прерванности традиции коллекционирования на Алтае, а также существующего в России законодательства. Следует отметить, что на Алтае существует основа для полноценного возрождения традиции коллекционирования, основы которой были заложены еще в начале XIX века (коллекции книг, картин и гравюр имел начальник Алтайских заводов П. К. Фролов) и наиболее ярко проявились во второй половине XIX — начале XX веков.
  • Отсутствие института экспертов и профессиональных менеджеров-искусствоведов, рекламистов, арт-дилеров, вследствие чего продвижением предметов изобразительного искусства занимаются, как правило, сами художники или случайные люди. Это способствует расширению теневого рынка и поощряет процветание на рынке произведений изобразительного искусства низкого художественного уровня.
  • «Офисный» характер коллекционирования, выражающийся в создании коллекций изобразительного искусства в помещениях крупных банков, курортов, частных фирм, а также административных помещениях. Положительным следствием этой тенденции является то, что, выполняя «декоративную» функцию для владельца, она выполняет эстетическую функцию для посетителей многочисленных офисов, так как преимущественное большинство таких коллекций имеет достаточно высокий художественный уровень.
  • Взаимосвязь арт-рынка с развитием культурного туризма региона. Предпринимаются попытки создания маршрутов культурного туризма не только в Горном Алтае, но и в других местах края: наиболее перспективными в этом отношении кажутся туристические проекты в Горной Колывани, основанные на сочетании природно-экологических особенностей региона и возрождения камнерезного искусства.
  • Отсутствие устойчивых связей с рынками других регионов Сибири и России. Это определяет преимущественное товарное обращение произведений изобразительного искусства внутри региона. Как положительное явление, следует отметить проведение в последнее время межрегиональных и международных биеннале (Красноярск, Новосибирск), участие в них Галереи современного искусства Алтайского госуниверситета, а также отдельных алтайских художников в различных выставках межрегионального, российского и международного уровней.
  • Преимущественное проявление одной формы существования арт-рынка — выставки-продажи, при отсутствии ярмарок и выпуска каталогов продаж как необходимого атрибута классического арт-рынка.
  • Наличие в Алтайском крае искусствоведческой базы, включающей кафедру культурологии и истории искусств, аспирантуру и Диссертационный совет на факультете искусств Алтайского государственного университета, которые созданы под руководством первого за Уралом доктора искусствоведения, профессора Тамары Михайловны Степанской. Это обуславливает развитие профессиональной среды, влияющей на спрос, инициирует появление новых галерей, коллекционеров, формирование экспертной службы.
  • Арт-рынок стимулировал развитие так называемых «деловых» видов искусства, то есть художественного ремесла: это поделки из дерева, бересты, камня, металла работы мастеров-умельцев и профессиональных художников, пользующиеся неизменным спросом среди местных покупателей и иностранных гостей. Имея разный художественный уровень, разную стоимость, они могут продаваться как в художественных салонах, так и на местном «Арбате», отражая менталитет и отвечая разным уровням платежеспособности населения региона.

Особенности провинциального арт-рынка на примере Алтайского края можно рассмотреть и на основе нескольких моделей культурного предпринимательства, построенных на различных типах мотивации и отношении к творчеству (согласно классификации Д. Карлоффа). Известно, что сердцевиной маркетинга является стратегическое планирование, которое можно рассматривать как единство диагностики, прогнозирования и программного планирования деятельности. Выбор модели планирования во многом зависит от менеджера.

Плановая модель соответствует традиционному образу мышления и стилю поведения менеджера-администратора и является основой деятельности государственных и муниципальных музеев Алтайского края. Концепция их деятельности, принципы планирования и оценка эффективности деятельности остаются традиционными, изменение социокультурной ситуации на рубеже XX/XXI веков не повлекло за собой существенного изменения или уточнения культурной миссии этих заведений, соответственно — основных стратегий деятельности. Их нынешнюю миссию можно определить как «вместилище культуры», пассивно сохраняющее ценности прошлого, в то время как большинство музеев мира подобного типа ориентируют свою миссию как «живой инструмент» в сфере человеческих контактов. Подобный консерватизм основан на стратегии внутренней самодостаточности, на игнорировании современных мировых тенденций.

Модель предпринимательского типа обусловлена мотивацией инициативы и успешно осваивается многими художниками Алтайского края (Валерий Октябрь, Юлия Никитюк, Сергей Прохоров, молодежное объединение «Темная галерея»). Произведения этих художников имеют устойчивую репутацию рыночной востребованности, и в продвижении своего творчества они все чаще используют современные технологии — создают WEB-сайты, CD-ROMы, предпринимают творческо-коммерческие поездки за рубеж, активно развивают личные контакты с местными и зарубежными коллекционерами и крупными предпринимателями, властными структурами, СМИ, организуют презентации и другие публичные акции. На основе модели предпринимательского типа работают и некоторые художественные салоны — например, салон Союза художников Алтая, а также большинство частных.

При общей позитивной оценке предпринимательской деятельности алтайских художников, общим недостатком является не всегда достаточно высокий художественный уровень произведений. Существенно ограничивает менеджерскую деятельность и крайне редкое привлечение профессиональных искусствоведов.

Особое направление в рамках модели предпринимательского типа представляет проектная деятельность учреждений искусства и отдельных художников, а именно: участие Государственного художественного музея Алтайского края в общероссийском проекте «Золотая карта», обменные выставки российских немцев Алтайского края и Новосибирской области и другие. Молодые художники и искусствоведы постигают технологию проектного менеджмента, участвуя в проекте «Инновационный и проектный менеджмент в сфере культуры и искусства Алтайского края», который выполняется при поддержке Института «Открытое Общество».

Существует и третья модель, базирующаяся на интуиции и предвидении — это модель обучения на опыте, которую следует рассматривать пока лишь как желаемую перспективу, так как примеры ее реализации в области изобразительного искусства Алтая еще только зарождаются. Однако уже сейчас можно отметить ее главную особенность — формирование семейного арт-бизнеса. Ярким примером этой модели можно считать деятельность художников Щетининых — Ирины, Анатолия, Прокопия и искусствоведа Натальи. Модель их деятельности базируется на работе частного художественного салона «Все для художника» и частной галереи картин художников Сибири, на организации «семейных» художественных проектов — презентаций, выставок и т.д. Есть и другие примеры: Людмила и Михаил Кульгачевы, Валерий, Денис и Евгения Октябрь. Несмотря на своеобразие каждой семейной модели, явно просматриваются общие черты: мощная личная предпринимательская и творческая инициатива, поддержка зарубежных контактов, взаимодействие с местными предпринимателями.

Таким образом, формированию арт-рынка Алтайского края и Сибирского региона в целом способствуют представители моделей предпринимательского типа и «обучения на опыте», основанные на определяющих критериях творчества и инициативы.

Автор статьи не ставит целью дать обобщающую характеристику провинциального арт-рынка одного из регионов Сибири. Скорее, это лишь одна из красок в многоцветной палитре, отражающей художественную жизнь огромной Сибири. Отсутствие публикаций по развитию арт-рынка Алтайского края, да и Сибири в целом, одновременно и усложняет задачу по выявлению тенденций провинциального арт-рынка, и открывает творческое пространство в раскрытии актуальной проблемы.

Автор выражает слова благодарности Т. М. Степанской, доктору искусствоведения, профессору, за научное руководство в разработке данной темы.

Журнал «Арт-менеджер» № 2(5) 2003

 
статьи