YOU ARE HERE: Статьи и публикации Технологии и оборудование Рекорд-компания Roff Music: технология успеха
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Search

«Арт-менеджер» Online

Рекорд-компания Roff Music: технология успеха

Печать

Как функционирует современная рекорд-компания, каким образом осуществляется процесс издания музыкальных проектов, с какими проблемами сталкиваются музыкальные издатели — на эти и другие вопросы отвечает начальник коммерческого отдела компании Рофф Текнолоджиз Александр КОНДРАТЕНКО.

 — Что привело Вас к созданию собственной компании?

 — Рекорд-компания Roff Music была создана в июне 2000 года на производственной базе завода по производству компакт-дисков Roff Technologies. Собственную рекорд-компанию мы решили организовать по следующим причинам: во-первых, наличие каталога собственной продукции важно для продвижения бренда на музыкальном рынке; во-вторых, изготовление и продажа собственной продукции позволяет не только возмещать производственные затраты, но и получать дополнительно прибыль; в третьих, обладание правами на собственную продукцию дает возможность не только самостоятельно осуществлять ее продажи, но и продавать лицензии (права) на ее производство на других территориях; и в четвертых, рекорд-компания дает гарантированную дополнительную загрузку собственного производства.

 — Каковы функции продюсерского отдела и что включает в себя сам процесс продюсирования музыкального проекта?

 — Наверное, правильнее было бы назвать нашу деятельность не продюсерской, а издательской, потому что мы не занимаемся собственно продюсированием музыкальных проектов (что подразумевает разработку имиджа артиста, работу над звуком и т.д.). Как правило, мы работаем с уже сложившимися коллективами или с записанными фонограммами. Технология издания проектов состоит из следующих этапов. Сначала мы рассматриваем разные предложения от музыкантов, продюсеров, композиторов, обсуждаем условия приобретения прав на издание произведений. После подписания контракта начинается работа над разработкой идеи подачи данного проекта, которая со временем перерастает в его концепцию. Далее следует очень кропотливая часть работы, связанная с подготовкой фонограмм и разработкой оригинал-макетов оформления альбома. Параллельно производится «очистка» авторских и смежных прав. После того, как все контракты подписаны, оригинал-макеты утверждены, а фонограммы собраны, начинается производственный этап, связанный непосредственно с изготовлением тиража.

 — Какие используются технологии продвижения музыкальных проектов?

 — Слово promotion (продвижение, «раскрутка») больше подходит не для рекламы отдельно взятого компакт-диска, а для имени исполнителя. Сам носитель и является частью «раскрутки» для исполнителя. Можно определенно сказать, что ситуация на российском музыкальном рынке с беспредельно высоким уровнем пиратства не позволяет рекорд-компаниям тратить большие деньги на рекламу своих проектов, потому что «урожай» от успеха правильно поданного проекта снимут другие люди, не вложившие в этот проект ничего. Наша концепция — выпуск таких музыкальных проектов, качественный уровень которых становится их главной движущей силой. Вспомните, какие очереди выстраивались за виниловыми пластинками «По волне моей памяти» Тухманова, а ведь их никто не рекламировал. Я не знаю, как можно «раскручивать» записи Булата Окуджавы, Исаака Шварца, Алексея Рыбникова. Главное — донести информацию до слушателей, и здесь мы используем такие формы, как журнальные публикации о наших исполнителях, анонсы выпуска нового альбома на радиостанциях, формат которых совпадает с форматом изданного проекта, презентации, на которые приглашаются журналисты и музыкальные критики. Мы стараемся сотрудничать со всеми СМИ, кому интересна музыкальная тематика и обзоры выходящих дисков.

 — Каким музыкальным направлениям Вы отдаете предпочтение при издании и кто определяет тематическую политику?

 — Мы выбрали для себя несколько направлений. Прежде всего, музыкальные проекты для детей (серия «Любимые песни из мультфильмов»), проекты музыки ретро (А.Ведищева, Б. Окуджава, Д. Тухманов, И. Шварц), сборники эстрадной и классической музыки («Величайшие хиты XX столетия», «Маленькие шедевры великих композиторов», «Классика на бис»). Особое внимание уделяется работе с молодыми отечественными музыкантами, которые пользуются большим успехом в молодежной и клубной среде («Малерия», «Маримба+», «Разнотравье», «Китти Льюис», «Жгли дуб», «Акустический лес», «Револьвер»). Предложений по изданию достаточно много, все они тщательно рассматриваются. В рамки каких-либо «форматов» мы себя не загоняем, главное — это профессионализм и оригинальность исполнителя. Решение о выпуске проекта принимается коллегиально. Не помню случая, чтобы мы разошлись в оценке какого-нибудь проекта. Думаю, это связано с тем, что за несколько лет совместной работы мы научились понимать, что наше, а что нет.

 — Кто финансирует выпуск музыкального диска?

 — Здесь все очень просто. Финансирует тот, кому он нужен. Скажем, если группа часто выступает в клубах и может продавать свою продукцию самостоятельно — выпуск финансирует группа. Если группа заключила контракт с рекорд-компанией — выпуск диска финансирует рекорд-компания. Достаточно часто выпуск проектов финансирует спонсор, который использует изготовленный тираж в своих рекламных целях. А окупаемость диска зависит не столько от тиража, сколько от разумного соблюдения некоторых параметров: объемов продаж, размеров авторских отчислений, затрат на производство и рекламу.

 — Насколько дизайн буклета влияет на продажи альбома?

 — К дизайну буклетов музыкальных проектов предъявляются особые требования: обложка должна не просто привлекать внимание, но и отражать стилистику музыкального материала, записанного на диске. Здесь ошибаться нельзя, это лицо проекта, поэтому мы привлекаем для разработки оригиналмакетов только самых лучших и оригинальных дизайнеров, имеющих большой опыт работы в данной области. Можно сказать, что дизайн играет значительную роль, но рассчитывать на то, что диски будут продаваться только из-за привлекательного дизайна, было бы ошибочно.

 — Каков уровень конкуренции в рекорд-бизнесе?

 — Сегодня на музыкальном рынке действует огромное количество российских (более 100) и крупнейших зарубежных фирм («Universal», «Sony Music», «BMG», «Warner», «EMI»). Кроме того, многие независимые зарубежные компании действуют через своих российских партнеров. Так что борьба за уши и кошельки потребителей идет очень серьезная — не только на рынке прав, но и за каждое место на прилавке музыкального магазина. Ежедневно (!) на музыкальный рынок выходит 20-30 проектов самых разных направлений, полки магазинов просто не в состоянии выдержать такой поток изданий. Конкуренция очень высокая, поэтому продается только наиболее качественная и интересная продукция.

 — Как в целом Вы могли бы оценить рынок музыкальной продукции в России?

 — По оценкам экспертов, годовой объем российского музыкального рынка составляет примерно 60 миллионов компакт-дисков. Это количество остается неизменным в течение двух последних лет. Проблема заключается в том, что примерно 50 миллионов из них — «пиратские», и только 10 — легальные. «Пиратство» наносит ощутимый ущерб всей индустрии, а реальных мер против этого явления на государственном уровне до сих пор нет. Сегодня основной формой борьбы с пиратством является выпуск так называемых «бюджетных» тиражей, продаваемых по цене, приближенной к цене пиратской продукции. Однако такие меры нельзя считать борьбой, скорее это попытка приспособиться к ситуации.

Журнал «Арт-менеджер» № 2(5) 2003

 
статьи