№ 1(4) 2003

Печать
«Арт-менеджер» № 1(4) 2003

Уважаемые коллеги!

Наша культура переживает очередной бум. Это не модное направление искусства, не появление очередной звезды или политической доктрины. Очередной бум необычен для современной России и закономерен для новых демократий: это развитие предпринимательства в сфере культуры. Происходит «бархатная» культурная революция.

Вначале осторожная, а затем все более уверенная частная инициатива все больше заявляет о себе. Предприниматель — это человек, который действует по принципу: «Если не я, то кто? Если не сейчас, то когда?»

Если появление частных издательств, СМИ, кино-видео студий, галерей, театральных и концертных агентств и многих других институций разных форм собственности уже никого не удивляет, то появление частных театров, симфонических оркестров и музеев еще способно удивить публику и профессиональное сообщество. Ни один значимый проект как в Москве, так и в регионах России уже не обходится без частной инициативы или финансирования. Огромная доля инфраструктуры рынка культурной индустрии, предприятий по ремонту и обслуживанию оборудования, а также консалтинговой, продюсерской, аудиторской деятельности находится в частном владении, и процесс формирования отношений собственности в сфере культуры еще далеко не завершен. Какова роль государства и частного бизнеса в определении культурной политики страны — покажет ближайшее будущее.

Сегодня многие предприниматели начинают понимать, что приходит время квалифицированных специалистов, время разделения труда. Одного предпринимателя, даже самого энергичного и опытного, уже недостаточно. Нужна команда единомышленников, партнеров, менеджеров высокой квалификации. Назрела необходимость в формировании цивилизованного рынка индустрии культуры и выхода наших предпринимателей на зарубежные рынки. Оборот только черного рынка изобразительных искусств в России ежегодно составляет несколько сот миллионов долларов. Мы надеемся, что журнал Art-менеджер внесет свою лепту в формирование демократического, открытого рынка индустрии культуры и профессионального сообщества менеджеров культуры.

Существуют различные точки зрения на то, насколько тесно будущее российской культуры связано с развитием бизнеса, частной инициативы. Остро стоит вопрос разгосударствления учреждений культуры. На другом полюсе — мнение, что основные рычаги управления необходимо оставить за государством. На мой взгляд, истина находится где-то посередине.

Об этой и других дилеммах культурной политики читайте на страницах этого номера. Не менее важным нам кажется установление грамотных, профессиональных отношений между художником и галереей. Спонсорство, отношения между культурой и бизнесом только начинают входить в цивилизованное русло, и во многом — благодаря развитию теоретических знаний. И по-прежнему большое внимание мы уделяем международному опыту ведения культурной деятельности.

Владимир Бабков, главный редактор

Вы всегда можете приобрести и подписаться на журнал «Арт-менеджер» в редакции или заполнив форму заказа на нашем сайте.

Содержание номера

Научный взгляд

Образование

Деловой портфель

Профессионал

Как это делается

Спонсоры, меценаты и фонды

Проект для инвестиций и партнерства

Культурный туризм

Справочник Art-менеджера