
Уважаемые коллеги!
Наша культура переживает очередной бум. Это не модное направление искусства, не появление очередной звезды или политической доктрины. Очередной бум необычен для современной России и закономерен для новых демократий: это развитие предпринимательства в сфере культуры. Происходит «бархатная» культурная революция.
Вначале осторожная, а затем все более уверенная частная инициатива все больше заявляет о себе. Предприниматель — это человек, который действует по принципу: «Если не я, то кто? Если не сейчас, то когда?»
Если появление частных издательств, СМИ, кино-видео студий, галерей, театральных и концертных агентств и многих других институций разных форм собственности уже никого не удивляет, то появление частных театров, симфонических оркестров и музеев еще способно удивить публику и профессиональное сообщество. Ни один значимый проект как в Москве, так и в регионах России уже не обходится без частной инициативы или финансирования. Огромная доля инфраструктуры рынка культурной индустрии, предприятий по ремонту и обслуживанию оборудования, а также консалтинговой, продюсерской, аудиторской деятельности находится в частном владении, и процесс формирования отношений собственности в сфере культуры еще далеко не завершен. Какова роль государства и частного бизнеса в определении культурной политики страны — покажет ближайшее будущее.
Сегодня многие предприниматели начинают понимать, что приходит время квалифицированных специалистов, время разделения труда. Одного предпринимателя, даже самого энергичного и опытного, уже недостаточно. Нужна команда единомышленников, партнеров, менеджеров высокой квалификации. Назрела необходимость в формировании цивилизованного рынка индустрии культуры и выхода наших предпринимателей на зарубежные рынки. Оборот только черного рынка изобразительных искусств в России ежегодно составляет несколько сот миллионов долларов. Мы надеемся, что журнал Art-менеджер внесет свою лепту в формирование демократического, открытого рынка индустрии культуры и профессионального сообщества менеджеров культуры.
Существуют различные точки зрения на то, насколько тесно будущее российской культуры связано с развитием бизнеса, частной инициативы. Остро стоит вопрос разгосударствления учреждений культуры. На другом полюсе — мнение, что основные рычаги управления необходимо оставить за государством. На мой взгляд, истина находится где-то посередине.
Об этой и других дилеммах культурной политики читайте на страницах этого номера. Не менее важным нам кажется установление грамотных, профессиональных отношений между художником и галереей. Спонсорство, отношения между культурой и бизнесом только начинают входить в цивилизованное русло, и во многом — благодаря развитию теоретических знаний. И по-прежнему большое внимание мы уделяем международному опыту ведения культурной деятельности.
Владимир Бабков, главный редактор
Вы всегда можете приобрести и подписаться на журнал «Арт-менеджер» в редакции или заполнив форму заказа на нашем сайте.
Содержание номера
Научный взгляд
- Ф. Матарассо, Ч. Лэндри
Как удержать равновесие? 21 стратегическая дилемма культурной политики
Образование
- Вузы и колледжи
- Книги и периодика
Деловой портфель
- Ассоциация менеджеров культуры
- М. Хаус
Комплекс маркетинга - С. Лэнгли
Идея для театра и менеджер для идеи - Рейтинг художников
- Порядок вывоза художественных ценностей из РФ
Профессионал
- Е. Селина:
Галерея — это партнер
Как это делается
- Т. Дж. Клэйман, К. Стейнберг
Что нужно знать художнику о галерее - Б. Гайер
Стабильность и успех. Секреты успеха оркестра Tafelmusik
Спонсоры, меценаты и фонды
- Азбука фандрайзинга
В. Бабков
Технология работы со спонсорами - Е. Горелова
Как прорваться через секретарский кордон - Р. Кларк
Бриллианты и искусство De Beers - А. Насоновский
МДМ Банк: мы вышли на рынок культурных проектов - А. Плотникова
Благотворительные программы Росбанка - А. Червяков
Стратегическое партнерство - Слова признательности
- Обзор фондов
Проект для инвестиций и партнерства
- Фестиваль Альфреда Шнитке
- Фотопроект «Пантеон»
Культурный туризм
- Г. Ричардс
Культурный туризм в Европе
Справочник Art-менеджера
- Фестивали, конкурсы