YOU ARE HERE: Архив новостей Выставка «Серебряного века нити»
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Search

«Арт-менеджер» Online

Выставка «Серебряного века нити»

С 27 января по 23 февраля в ЦДХ (Крымский вал, д.10) галерея «Веллум» проводит выставку, посвященную творчеству художников-философов, продолживших в 1920-1970-е годы искания русского символизма.

В экспозиции будет представлено около 150 работ мастеров, чьё творчество в жёсткие времена гнёта соцреализма, сумело сохранить свободу художественных поисков рубежа Х1Х-ХХ веков.

Среди них — художественное наследие художников-космистов объединения «Амаравелла» (восходит к санскритскому слову «Амаравати» — «обитель бессмертных» и связывается с энергией творческого характера).

Духовным и творческим вдохновителем этого объединения был Фатеев Петр Петрович (1891-1971). Его привлекают темы внутренних связей вещей, он часто обращается к выражению внутреннего состояния в абстрактных образах, передавая цветом и линиями музыку души. А его композиции с предметными образами — ирреальны и символичны.

Одним из самых молодых участников этого художественного объединения является Смирнов-Русецкий Борис Алексеевич (1905-1993), который оставался верен избранным творческим принципам до последних дней. Главные темы его работ — взаимосвязь всего сущего в мире, отражение гармонии Вселенной в её малой части. Его циклы пастелей «Прозрачность», «Космос», «Облака», «Север» и другие созданы в живописных традициях Н. Рериха и М. Чурлениса с преобладанием графического начала, тонкими цветовыми градациями переходных состояний освещения.

С традициями знаменитого художественного объединения начала XX века «Голубая роза» может быть соотнесено творчество Павловского Серафима Александровича (1905-1989), живописные работы которого пронизаны светом, им свойственна почти воздушная прозрачность. («Ветка яблони», «Увядающие цветы»).

Иная связь с искусством рубежа Х1Х-ХХ веков прослеживается в воздушных акварелях Яснопольской Веры Леонидовны (1916-1996), ученицы Артура Фонвизина. Её натюрморты, написанные в технике акварели «по-мокрому», «на одном дыхании» передают хрупкость и эфемерность красоты. Цветы, созданные как будто хаотичными наплывами краски, являются носителями духовного начала. Опосредованно, эти работы также отсылают к мироощущению «голуборозовцев».

Поэтическую экспрессию и обращение к граненым формам, свойственные творчеству главы русского живописного символизма — Михаилу Врубелю можно увидеть в работах художников следующего поколения — Гостева Олега Алексеевича (р.1931) и Егошина Германа Павловича (1931-2008). Каждый из них создал свой неповторимый стиль, свою поэтику образа мира.

Нити серебряного века протянулись через весь век последующий. Русский символизм явно и тайно продолжал жить в искусстве на протяжении всех десятилетий века ХХ. Несмотря на запреты и репрессии, искусство, духовное по своему происхождению, не могло отречься от пророческого служения. Не заимствуя у мастеров прошлого, но, вдохновляясь их высоким творческим опытом, художники, представленные на выставке, продолжают поиски ответов на вопросы Бытия.

Экспозиция открыта в ЦДХ в зале № 3 с 11 до 19 часов. Приглашаем посетить выставку, где можно не только познакомиться с творчеством прославленных художников, интерес к которым неуклонно растет, но и приобрести их работы.

www.vellum.ru

 
статьи