YOU ARE HERE: Архив новостей Выставка Мартины Анагносту «Лествица»
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Search

«Арт-менеджер» Online

Выставка Мартины Анагносту «Лествица»

Московский музей современного искусства представляет выставку греческой художницы Мартины Анагносту «Лествица».

Работу над проектом автор начал примерно год назад, вдохновившись сочинением «Лествица» синайского монаха Иоанна Лествичника (около 579-649) и знаменитой древней иконой, происходящей из монастыря Святой Екатерины на Синае. Мартина использует православную иконографию, чтобы говорить о многих глобальных проблемах современности — как социальных, так и политических. В то же время, этот проект — об искусстве и о том, как организована жизнь искусства. Композиционное ядро выставки состоит из 30 картин размером 120?105 см. 30 картин будут выставлены без рам, ненатянутые холсты будут развешаны непосредственно на стенах. При этом картины представляют собой своего рода страницы книги, а текст на каждой из них взят из названий 30 глав «Лествицы». Кроме того, в экспозицию вошли две видеоинсталяции и ряд других объектов.

Выставка открыта: 20 февраля — 21 марта 2010.
Адрес: Государственный музей современного искусства РАХ, Гоголевский бульвар 10.
Открытие: 19 февраля в 19:00.

Мартина Анагносту о проекте «Лествица»:

Знаменитая икона «Лествица», созданная на основе книги, всегда завораживала меня. Эта икона передает сюрреалистический образ с удивительным ощущением пространства, движения и эмоций. В ее основе, как мне представляется, противоположности: святые и демоны, верх и низ. Эти противопоставления и определили мой выбор. Меня захватила идея о силах добра и зла и о том, как они определяют путь нашей жизни. Каждая из 30 картин представляет часть иконы, и если сложить все картины вместе, то икона раскроется — это своего рода огромная мозаика.

Одно из центральных понятий в сочинении Иоанна Лествичника — бесстрастие — по мнению автора, единственный путь к Богу. Однако трудно быть бесстрастным, глядя на мир вокруг нас. В этом отношении московское метро и русская поп-культура стали для меня символами глобального явления. Ежедневные поездки в московском метро — очень сильный эмоциональный опыт. Особенно поражает то выражение апатии и одновременно предельной решимости, с которым люди едут по делам. Не обращая внимания на поляризующийся мир вокруг них и жадно бросаясь на любые рекламные приманки, мужчины и женщины, зачарованные поп-культурой и гипнотическим гулом ультра-материалистического существования, спускаются вниз, к упадку. Решительно и агрессивно движутся они, как мне это видится, в направлении окончательного самоуничтожения, полностью осознавая это и в то же время не переживая об этом, пребывая в состоянии апатии. Одна из видеоинсталляций представляет собой комбинацию съемок эскалаторов метро и полотна с иконой «Лествицы» размером 3?2 метра.

Этот проект сталкивает друг с другом на боксерском ринге современную русскую / глобальную популярную культуру и православную духовную мысль — не с догматическими или миссионерскими целями, но в попытке пробудить в людях потребность узнать о жизни мира, участвовать в ней и участвовать активно. В то же время, использование видео и живописи становится своего рода комментарием к состоянию современного искусства, которое избегает обращения к духовности и тяготеет к сенсационности, иронии и шоковому эффекту.

 
статьи