YOU ARE HERE: Архив новостей Дни Австрийской культуры в Москве
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Search

«Арт-менеджер» Online

Дни Австрийской культуры в Москве

Международный фестиваль «Дни Австрийской культуры в Москве» пройдет с 13 марта по 15 апреля 2011 года.

Своеобразная прелюдия к фестивалю — программа «Ave Maria — австрийская». Она пройдет 13 марта в Евангелическо-Лютеранском Кафедральном соборе святых Петра и Павла (Старосадский переулок, 7). Важнейшим преимуществом этого вечера является не только превосходная акустика собора, но и установленный здесь орган, звучание которого откроет доступ в особый сокровенный мир, полный красоты и великих тайн.

Главным событием фестиваля станет его торжественное открытие (18 марта) в Парадных сенях Государственного Исторического музея (Красная площадь, 1). Выдающийся австрийский пианист Христофер Хинтерхубер, победительница конкурса Иегуди Менухина Анна Кандинская (скрипка) и один из ведущих квартетов России «Моцарт-квартет» (Солисты Камерного оркестра «Витруозы Москвы» под управлением Владимира Спивакова), чья исполнительская культура гарантирует точность, тонкость и одновременно самобытность интерпретации классических шедевров, представят программу из произведений известных австрийцев — В.А.Моцарта и Ф.Шуберта «Зальцбург музыкальный». Поразительное чувство стиля, виртуозность и поистине редкое взаимопонимание музыкантов позволяют по праву назвать этот ансамбль одним из лучших, а его участие в фестивале — абсолютно эксклюзивным. «Какая глубина! Какая смелость и какая стройность!» — сказал о музыке Моцарта Александр Сергеевич Пушкин. Моцарт писал музыку и играл на скрипке и клавесине тогда, когда другие дети еще не умеют складывать букв. Творческое становление личности виднейшего мастера венской классической школы началось в Зальцбурге — городе, подарившем юному Моцарту первые яркие музыкальные впечатления. С Зальцбургом связано и имя Ф.Шуберта. В марте 1825 года Ф.Шуберт вместе с выдающимся австрийским певцом И. М. Фоглем, ставшим пропагандистом его песен, выезжают в Верхнюю Австрию и Зальцбург (вернулись они из этой поездки в октябре того же года). В историю музыки Шуберт вошел как первый композитор-романтик. За свою короткую жизнь Шуберт создал огромное количество произведений в разных жанрах: 9 симфоний, увертюры, квартеты, трио, квинтеты, сонаты, оперы, музыку к театральным постановкам, хоры, фортепианные миниатюры и другие произведения. Но, пожалуй, главное место в творчестве композитора занимают песни, главным образом благодаря которым, в последние годы жизни, к Ф.Шуберту начало приходить признание. Прекрасным дополнением вечера станут художественные инсталляции академика Ирины Старженецкой «Цвет музыки», из произведений, созданных непосредственно к Дням Австрийской культуры, призванные усилить эмоциональное восприятие музыки.

Несомненный интерес слушателей вызовет программа «Шедевры утраченные и обретенные вновь». В этот вечер (22 марта), в Словацком Культурном центре (ул. 2-я Брестская, 27) прозвучат хоровые сочинения Йозефа и Михаэля Гайдна. Имя Йозефа Гайдна (1732 — 1809) — основоположника классических жанров (симфонии, сонаты, концерта, квартета) и форм (прежде всего сонатной формы и сонатно-симфонического цикла) — не нуждается в специальном представлении. В меньшей степени известно имя его младшего брата Михаэля Гайдна (1737 — 1806) — австрийского композитора, органиста, педагога. Автор духовных сочинений, оперы «Андромеда и Персей», зингшпилей, ораторий, кантат, симфоний, концертов, камерно-инструментальных ансамблей, пьес для клавира и органа, песен, М. Гайдн был также выдающимся исполнителем и талантливым педагогом (среди его учеников — К. М. Вебер, И. Асмайер, А. Диабелли).

Ценителям оперного искусства в роскошном Большом зале Российской государственной библиотеки будет представлена опера Моцарта «Дон Жуан» в концертном исполнении (25 марта, РГБ, Воздвиженка, 3/5, Большой зал). Спектаклю предшествует открытие выставки детского рисунка «Австрия глазами детей».

На следующий день (26 марта), в Государственном музее-усадьбе «Архангельское» будет представлена необычная программа — «Альпийское барокко». Как известно, буквальное значение термина «барокко» в переводе с итальянского — «странный», «причудливый», «вычурный». Чаще всего он встречается применительно к пластическим искусствам, прежде всего архитектуре, где барокко — синоним величия, пышности, декоративности«. Свойственные барокко напряженность, контрастность, динамизм нашли яркое претворение и в музыкальном искусстве. В музыке барокко тесно, порой противоречиво взаимодействовали традиционное и новаторское. Так, в ней достигла своей вершины господствовавшая на протяжении веков полифония. С другой стороны, упрочившийся со времен Возрождения интерес к человеку, стремление глубже раскрыть богатство его внутреннего мира обусловили все большее распространение совершенно иного типа письма — гомофонии, где над сопровождающими голосами главенствует гибкая, «взволнованная»«, по выражению К. Монтеверди, мелодия. Постепенно гомофония и связанная с ней система мажоро-минора, сменившая старинные лады, захватила все области музыки, послужив рождению оперы, оратории, кантаты, а также сюиты, сольной и ансамблевой сонаты, концерта. Программа «Альпийское барокко» представит музыку австрийских композиторов этой во многом удивительной эпохи.

Уникальность этого проекта еще и в том, что музыка барокко будет звучать в старинном дворце в окружении арт-объектов современного искусства австрийских художников Вольфганга Обермаира и Екатерины Шапиро-Обермаир.

Особого внимания заслуживает также программа «Шедевры австрийских гениев» (26 марта, Государственный музей-заповедник «Царицыно», Большой дворец, Баженовский зал), составленная из сочинений В. А. Моцарта, Й. Гайдна, Л.В. Бетховена, Ф. Шуберта. Эта программа представляет широкую панораму австрийской музыки в исполнении выдающихся японских музыкантов, профессоров Токийской консерватории Дмитрия Фейгина (виолончель) и Хироко Ними (фортепиано).

Концерт «Предвестник романтизма» из произведений еще одного великого австрийца — Л. В. Бетховена в исполнении знаменитого норвежского пианиста, профессора Эйнара Стин-Нёклеберга и Заслуженного артиста России Александра Загоринского (виолончель) — пройдет 31 марта, во Всероссийском Музее декоративно-прикладного и народного искусства (ул. Делегатская, 3). «Музыка должна высекать огонь из людских сердец» — говорил Людвиг ванн Бетховен, чье творчество принадлежит к высшим достижениям человеческого гения. Вся зрелая творческая жизнь композитора связана с Веной, здесь он еще юношей восхитил своей игрой В. А. Моцарта, занимался у Й. Гайдна, здесь прославился прежде всего как пианист. Бетховен превосходно импровизировал, а также исполнял свои концерты и сонаты, по глубине и силе музыкальных идей не уступающие его знаменитым симфониям.

В Международном фонде славянской письменности и культуры (Черниговский пер. 9/13) 1 апреля будет представлена программа"Четыре века австрийской музыки" составленная из сочинений В. А. Моцарта, Ф. Шуберта, а также крупнейших представителей европейского музыкального искусства конца XIX — I пол. ХХ века Г. Малера, Р. Штрауса и А. Шёнберга.

Совершенно новый, неожиданный ракурс панорамы австрийской музыки откроют программы «Австрия — ХХ век», которая пройдет 20 марта в Центральном Доме художников (Ул. Крымский Вал, 10), включающая в себя демонстрацию первого австрийского фильма ужасов «Руки Орлака» (Orlacs H?nde, 1924) , режиссера Роберта Вине и современные джазовые импровизации, а также программа «Венская и Нововенская школы», представляемая в Библиотеке истории русской философии и культуры «Дом А.Ф. Лосева» (4 апреля, Арбат, 33).

В Баженовском зале Большого дворца Государственного музея-заповедника «Царицыно» 16 апреля будет исполнена опера В.А. Моцарта «Свадьба Фигаро».

Настоящим подарком для меломанов станут два представления из цикла «Ночь в опере» — «Популярный Моцарт» (25 марта) и закрывающий фестиваль «Неизвестный Моцарт» (29 апреля). Они пройдут в Галерее Народного художника СССР Ильи Глазунова (ул. Волхонка, 13) с участием певицы Татьяны Ланской (сопрано) и Ансамбля солистов «New Europe». В первом вечере «Популярный Моцарт» будут представлены сцены из опер «Свадьба Фигаро». «Дон Жуан», «Идоменей», «Так поступают все женщины». Сценография осуществляется российской художницей Натальей Ёлкиной и австрийским художником Вольфгангом Обермаиром.

Во втором вечере «Неизвестный Моцарт» прозвучат фрагменты из девяти опер никогда не ставившихся в России. Сценография замечательного современного российского художника Олега Тыркина.


В рамках Дней Австрийской культуры в Москве с 25 по 27 марта 2011 года пройдет конкурс «Музыкальный алмаз», организованный Центром развития талантов «Звездный мир» (г. Москва, Россия) в сотрудничестве с оргкомитетом конкурса «MOZART-WUNDERKIND» (г. Вена, Австрия).

Конкурс призван способствовать воспитанию эстетического вкуса юных музыкантов на лучших классических образцах, развитию творческих контактов и обмену опытом между музыкантами.

Цель конкурса — выявление и поддержка юных дарований, развитие их творческих способностей и повышение уровня исполнительского мастерства, а также популяризация классической музыки.

Главный приз обладателю «Гран-при» — путевка на Международный конкурс «MOZART-WUNDERKIND» (г. Вена, Австрия) (июнь 2011 г., 1-ый тур — Мюртцешлаг (курортное место в Альпах, недалеко от Вены), 2-ой тур — исторический зал в мэрии Вены).

 
статьи