В начале
Тем не менее, время показало, что современное искусство с его «агрессивным маркетингом» и стратегиями манипулирования общественным сознанием с помощью современных медийных технологий, продолжает испытывать неизбывную тягу к присущей наивному искусству простоте и искренности, свободной от рефлексии и фрустрации современного художника, вынужденного постоянно отвлекаться от решения чисто художественных задач в условиях гиперсоциализации и актуализации современного искусства.
Наивное сознание не способно создавать стратегий успеха и действовать в рамках этих стратегий. Оно интуитивно и нетривиально в способах достижения успеха, так как оперирует не информацией и специальным знанием, а образами общей гармонии и глубинной взаимосвязанности и взаимозависимости. В своем творчестве оно руководствуется неким идеальным образом мира, соединяющим в себе архетипическое и современное художнику понимание мировой гармонии (своего рода связь времен); гармонии человека и природы; исторической и социальной ответственности; созидательности; оптимизма и благополучия. Может быть, именно поэтому на протяжении ХХ века наивное искусство служит для искусства современного источником художественных и идей, образов и приемов.
Выставка «О наивном и вечном на Земле» убедительно показывает, если можно так выразиться, «наивную» составляющую феномена художественного наива. В экспозицию включены произведения четырех художников: Елены Волковой, Василия Григорьева, Михаила Ржанникова и Александра Суворова. Они не раз представляли наивное искусство на самых разных выставочных площадках в России и за рубежом; их работы включены в многочисленные каталоги и музейные собрания.
Работы этих художников со всей очевидностью демонстрируют одно из главных достоинств наивного искусства в целом — отсутствие времени в его привычном понимании. Ощущение времени достаточно современно, древние греки прекрасно обходились без этого ведущего к фрустрации ощущения. Некоторые «малые» народы до сих пор обходятся без него.
Проблема времени — это проблема действия и движения, непрерывных энергозатрат и как следствие — проблема прогресса. В работах наивных художников есть вечность, но нет времени как движения и действия. Есть движение, но оно не приводит к изменениям, а значит, нет энтропии, требующей затраты энергии.
Искусство главной «сказочницы» отечественного наива Елены Волковой, глубоко народно. Подобно сказительницам прошлых лет, плетет и плетет на протяжении долгой жизни Елена Андреевна кружево волшебной народной сказки: вот — курочка Ряба, а вот — волчок, вот — корова, а вот — Сивка-бурка... Особенная актуальность искусства Волковой в том и состоит, что ее сказка визуальна, а, значит, в наступающей эпохе тотальной визуализации особенно востребована...
Творчество Василия Григорьева продолжает традиции субкультур городского посада и ближних пригородов, центром самоидентификации и актуализации которых были городские рынки и местные ярмарки. Его работы — гремучая смесь этакого Кустодиева из народа, «настоянного» на мифологии радостного преуспеяния через изобилие скатерти-самобранки, воплощенной в роскошных натюрмортах, где вокруг центра вселенной — «шикарного» букета — теснятся многочисленные атрибуты успеха по-советски: осетры, ананасы, раки и тому подобные дефициты недавнего прошлого.
Михаил Ржанников большую часть своей жизни прожил в достаточно банальном и неприглядном Липецке — придатке Новолипецкого металлургического комбината. При этом он не только сохранил в себе образ Урала, откуда он родом, но и актуализировал его в своем творчестве, создав нестерпимо яркий мир, построенный на звонких аккордах желтых, оранжевых, зеленых тонов. В его живописном мире нет работного усилия, но есть результат трудов праведных — радостный отдых с охотой, рыбалкой и зимними скачками и многочисленные натюрморты, до обреза холста заполненные аккуратными горками фруктов и ягод в вазах, окружающих букеты (снова букеты как символ процветания). Нет-нет, да и попадутся среди этого «изысканного» изобилия то морковка, то головка чеснока, но это лишь подчеркивает демократизм художественного и символического мира художника.
Искусство Александра Суворова генетически связано с народной крестьянской картиной. Его работы реалистичны, насколько может быть реалистично наивное искусство. Основной мотив его творчества — природа и гармония человека в природе и с природой. Его мелкая пластика — деревянные крашеные скульптуры — поражают сочетанием обыденности и брутальной мощной энергетикой. В его работах живут удивление и радость: удивление — сколь прекрасен мир, и радость — что он существует.
Фонд «Эра»
Москва, Трубниковский переулок 13/1
+7 (495) 690 5146
www.erafound.org