Особенности развития арт-рынка Сибирского региона

Печать
Развитие региональных арт-рынков происходит в рамках общей концепции развития современного художественного рынка России. Как известно, 90-е годы открыли новый качественный этап его развития, который выразился в заметном оживлении художественной жизни и в зарождении легального рынка искусства.

Наталья Николаевна ВИЛЬЧИК — старший преподаватель кафедры культурологии и истории искусств Алтайского государственного университета, директор Алтайского международного центра «Культура без границ», участник Программы лидерства Библиотеки Конгресса США, выпускница Международной Академии менеджмента искусства и культуры (Зальцбург).

Этому в значительной степени способствовало формирование законодательной базы для развития рыночных отношений в культуре и искусстве. В этот период открылись границы, что позволило российским художникам не только лучше познакомиться с зарубежным искусством, но и предложить свою продукцию публике других стран. Расширились возможности для проведения выставок внутри страны, появились коммерческие галереи. Следует отметить, что галереи изначально стали столичным явлением, практически обособившись от провинций, и это можно считать одной из характерных черт российского арт-рынка. К другим особенностям можно отнести отсутствие собственных механизмов котировки произведений искусства при наличии отдельных элементов их продвижения на рынок, а также то, что этот рынок сегодня не является достаточно значительным компонентом экономики России.

Таким образом, общая характеристика художественного рынка России определяет объективное проявление его основных тенденций и в формировании региональных арт-рынков. Тем не менее, правомерно говорить о том, что в развитии арт-рынка таких крупных регионов России, как Сибирь и Дальний Восток, сформировались специфические тенденции. Это проявляется, прежде всего, в сложившейся структуре арт-рынка.

Рассмотрим это утверждение на примере арт-рынка Алтайского края. Его структуру составляют следующие компоненты:

  1. государственные музеи региона (опосредованно — через проведение экспертизы произведений, формирование художественных вкусов потребителей, предоставление художникам площадей для экспозиций с целью public relations);
  2. муниципальные картинные галереи;
  3. художественные салоны;
  4. выставочные залы Союза художников, учебных заведений, библиотек, детских школ искусств;
  5. уличные выставки-продажи художников-любителей и мастеров декоративно-прикладного искусства.

Очевидно, что галерейное движение пока еще не получило своего активного развития в сибирском регионе, в силу чего провинциальный арт-рынок «приспосабливает» к себе уже сложившиеся структуры, определяющие художественную жизнь региона в целом. Это, по нашему мнению, определило следующие специфические черты арт-рынка Алтайского края:

Особенности провинциального арт-рынка на примере Алтайского края можно рассмотреть и на основе нескольких моделей культурного предпринимательства, построенных на различных типах мотивации и отношении к творчеству (согласно классификации Д. Карлоффа). Известно, что сердцевиной маркетинга является стратегическое планирование, которое можно рассматривать как единство диагностики, прогнозирования и программного планирования деятельности. Выбор модели планирования во многом зависит от менеджера.

Плановая модель соответствует традиционному образу мышления и стилю поведения менеджера-администратора и является основой деятельности государственных и муниципальных музеев Алтайского края. Концепция их деятельности, принципы планирования и оценка эффективности деятельности остаются традиционными, изменение социокультурной ситуации на рубеже XX/XXI веков не повлекло за собой существенного изменения или уточнения культурной миссии этих заведений, соответственно — основных стратегий деятельности. Их нынешнюю миссию можно определить как «вместилище культуры», пассивно сохраняющее ценности прошлого, в то время как большинство музеев мира подобного типа ориентируют свою миссию как «живой инструмент» в сфере человеческих контактов. Подобный консерватизм основан на стратегии внутренней самодостаточности, на игнорировании современных мировых тенденций.

Модель предпринимательского типа обусловлена мотивацией инициативы и успешно осваивается многими художниками Алтайского края (Валерий Октябрь, Юлия Никитюк, Сергей Прохоров, молодежное объединение «Темная галерея»). Произведения этих художников имеют устойчивую репутацию рыночной востребованности, и в продвижении своего творчества они все чаще используют современные технологии — создают WEB-сайты, CD-ROMы, предпринимают творческо-коммерческие поездки за рубеж, активно развивают личные контакты с местными и зарубежными коллекционерами и крупными предпринимателями, властными структурами, СМИ, организуют презентации и другие публичные акции. На основе модели предпринимательского типа работают и некоторые художественные салоны — например, салон Союза художников Алтая, а также большинство частных.

При общей позитивной оценке предпринимательской деятельности алтайских художников, общим недостатком является не всегда достаточно высокий художественный уровень произведений. Существенно ограничивает менеджерскую деятельность и крайне редкое привлечение профессиональных искусствоведов.

Особое направление в рамках модели предпринимательского типа представляет проектная деятельность учреждений искусства и отдельных художников, а именно: участие Государственного художественного музея Алтайского края в общероссийском проекте «Золотая карта», обменные выставки российских немцев Алтайского края и Новосибирской области и другие. Молодые художники и искусствоведы постигают технологию проектного менеджмента, участвуя в проекте «Инновационный и проектный менеджмент в сфере культуры и искусства Алтайского края», который выполняется при поддержке Института «Открытое Общество».

Существует и третья модель, базирующаяся на интуиции и предвидении — это модель обучения на опыте, которую следует рассматривать пока лишь как желаемую перспективу, так как примеры ее реализации в области изобразительного искусства Алтая еще только зарождаются. Однако уже сейчас можно отметить ее главную особенность — формирование семейного арт-бизнеса. Ярким примером этой модели можно считать деятельность художников Щетининых — Ирины, Анатолия, Прокопия и искусствоведа Натальи. Модель их деятельности базируется на работе частного художественного салона «Все для художника» и частной галереи картин художников Сибири, на организации «семейных» художественных проектов — презентаций, выставок и т.д. Есть и другие примеры: Людмила и Михаил Кульгачевы, Валерий, Денис и Евгения Октябрь. Несмотря на своеобразие каждой семейной модели, явно просматриваются общие черты: мощная личная предпринимательская и творческая инициатива, поддержка зарубежных контактов, взаимодействие с местными предпринимателями.

Таким образом, формированию арт-рынка Алтайского края и Сибирского региона в целом способствуют представители моделей предпринимательского типа и «обучения на опыте», основанные на определяющих критериях творчества и инициативы.

Автор статьи не ставит целью дать обобщающую характеристику провинциального арт-рынка одного из регионов Сибири. Скорее, это лишь одна из красок в многоцветной палитре, отражающей художественную жизнь огромной Сибири. Отсутствие публикаций по развитию арт-рынка Алтайского края, да и Сибири в целом, одновременно и усложняет задачу по выявлению тенденций провинциального арт-рынка, и открывает творческое пространство в раскрытии актуальной проблемы.

Автор выражает слова благодарности Т. М. Степанской, доктору искусствоведения, профессору, за научное руководство в разработке данной темы.

Журнал «Арт-менеджер» № 2(5) 2003