Между тем, этот синтетический вид искусства оказался одним из звеньев, связывавших визуальное искусство и литературу, художников, издателей и писателей разных стран.
В фокусе экспозиции Московского музея современного искусства российско-французские литературно-художественные связи. Они прослеживались в выборе и интерпретации сюжетов и судьбах художников...
В экспозицию вошли работы Александра Алексеева, Юрия Купера, Андре Ланского, Ивана Пуни, Леопольда Сюрважа, Марка Шагала, Эдуарда Штейнберга, Осипа Цадкина.
Литературный материал, с которыми работали мастера также заслуживает особого внимания: на выставке представлены визуальные переложения Гийома Аполлинера, поэзия и проза Клод Авелин, Луи Арагона, Иосифа Бродского, Гео-Шарля, Жана Кокто, Пьера Лекюра, Андре Мальро, Бориса Пастернака, Жоржа Помпиду, Жака Превера, Эльзы Триоле, Леона-Поля Фарга...
Уникальный феномен книги художника возник во Франции на рубеже XIX и XX веков. Классическая книга художника включает в себя наряду с художественным произведением оригинальную печатную графику: литографии, ксилографии, офорты. Каждый экземпляр книги, как правило, подписан автором, художником, или издателем. Работы художника, входящие в книгу, обладают самостоятельной ценностью. Не случайно графические шедевры из книг Родена и Майоля, Матисса и Шагала, Пикассо и Миро, Дали и Фини экспонируются на стенах многих музеев мира как отдельные произведения.
В книге художника особым образом соотносятся иллюстрации и текст: с одной стороны, текст играет важную роль (в том числе — как мотивация для художников), с другой — графические листы составляют параллельный текст, свободный от задачи прямого иллюстрирования литературного материала.
Книги художника издается небольшими тиражами (от 20 до 400 экземпляров) и изготавливаются с применением редких технологий: литья специальной бумаги для каждого издания, уникального способа печати текстового материала (высокая печать, литография) и других средств, повышающих уникальную выразительность и специфику livre d’artiste.
В России феномен зарубежной книги художника практически не известен — в первую очередь вследствие того, что даже в крупнейших музеях хранятся лишь единичные экземпляры, представляющие мировое наследие в этом виде искусства. Кроме того, многие русские авторы, занимавшиеся книгой художника, делали это в Европе, преимущественно во Франции. Среди них, как художники первой трети XX века (Шагал, Гончарова, Алексеев), так и мастера постперестроечной эпохи (Брускин, Купер, Штейнберг).
В 2010 году, который посвящен русско-французским и французско-русским связям, организация этой выставки как нельзя более уместна. С одной стороны, она впервые открывает российскому зрителю мир livre d’artiste; с другой стороны, представляет известных мастеров русского происхождения как участников французской и международной художественной сцены.
В ближайшее время Московский музей современного искусства планирует представить еще две экспозиции в рамках программы: «Livre d’artiste Picasso» и «Амбруаз Воллар — великий издатель великих произведений».
Выставка открыта: 16 февраля — 21 марта 2010
Открытие: 15 февраля в 19:00
Московский музей современного искусства
Тверской бульвар, 9
www.mmoma.ru