Сегодня в России, за малым исключением, существуют только государственные репертуарные театры. Это так называемые «театры-дома», получающие в разных объемах ежегодную государственную поддержку на техническое оснащение театра и сцены, выплату зарплаты актерам и выпуск новых спектаклей. Представители бизнеса охотно спонсируют подобные театры-бренды. В обмен театр приглашает своих спонсоров и покровителей на премьерные спектакли, выпускает афиши и театральные программки с логотипом компании, финансирующей постановку спектакля. Каковы мотивы сегодняшних спонсоров, и какие театральные проекты им могут быть интересны?
Почти полностью отсутствует практика инвестирования в театр, то есть коммерческого вложения денежных средств с целью получения дохода. Примеры этого — немногочисленные мюзиклы. Совсем иная картина в театральной индустрии США и Великобритании, где в инвестировании в театральный спектакль могут участвовать до 500 инвесторов («клуб инвесторов»). Минимальный взнос при инвестировании в спектакль с бюджетом от 300 до 500 тысяч долларов составляет 5 тысяч. Успешные спектакли в премьерный год приносят своим инвесторам до 200% дохода.
В США театральной индустрией выработаны специальные рекомендации по привлечению продюсером инвесторов. Одна из них гласит: чтобы убедить инвестора, нужно говорить о бизнес-плане и процентах, а не об искусстве. Успешный спектакль может принести деньги своим создателям за счет продажи франшизы, права показа в телеэфире, организации гастрольных туров.
Как провести успешный фанд-райзинг в российских условиях? Есть ли у бизнеса запрос инвестировать в драматическое искусство? С какими проблемами сталкиваются театральные продюсеры? Эти и другие вопросы будут обсуждаться за круглым столом.
Принять участие в дискуссии приглашены:
- Роман Должанский, театральный критик, создатель фестиваля «Новый Европейский Театр»;
- Эльшан Мамедов, продюсер «Независимого театрального проекта»;
- Владимир Тартаковский, директор Театра оперетты (г. Москва);
- Александр Калягин, руководитель Союза театральных деятелей России;
- Снежана Сдвижкова, начальник управления общественных связей ВТБ 24.