За последние несколько лет в Москве прошел целый ряд выставок Александра Лабаса
Экспонируемые работы не предназначались для выставок и могли бы показаться разрозненными этюдами и зарисовками — но, собранные вместе, они образуют самостоятельный цикл. Внимательный и неторопливый взгляд хранителя коллекции (автор концепции выставки — вдова сына художника Раймонда Лабас) позволил объединить эти работы не только тематически, но и стилистически.
Они показывают, что в последние годы жизни живопись Александра Лабаса обретает новое художественное качество. В чем-то произведения этих лет напоминают о творчестве его выдающегося современника — Александра Тышлера. Некоторые акварели и пастели отсылают к «Кувшинкам» Клода Моне, другие — к поздней живописи Одилона Редона. В этом сходстве нет никаких заимствований и цитат; это итог самостоятельного и внутренне закономерного художественного процесса.
Подобно тому, как поздний импрессионизм Моне привел мастера на грань лирической абстракции, «космические фантазии» приводят Александра Лабаса к нефигуративному искусству. Пятьдесят лет спустя видно, что отдельные произведения Лабаса словно предвосхищают работы его младших современников, например, Анатолия Зверева.
В своих последних произведениях мастер как будто вновь обращается к началу своего творческого пути. Его ранние работы связаны с воздухоплаванием, с покорением воздушной стихии — «живописец лопастей и винта певец суровый из породы солнцеловов...» Космические путешествия для советского человека